ДИСТАНЦИОННЫЙ ОТПУСК НЕ ПОВЛИЯЕТ НА ДОСТУПНОСТЬ ЛЕКАРСТВ

Ватутина Елена
Основатель компании "Фармзнание" (Pharmznanie)

И то, эта потребность уже сейчас «закрывается»: есть социальные службы, которые заботятся о таких пациентах.

Именно они, а не бизнес, призваны помогать людям, которые из-за болезни не могут посетить аптечное учреждение...

В Европе доставка очень востребована и оправдана. У них действуют цифровые рецепты, а аптеки работают ограниченное время, с обедом, выходными и праздниками. Почти нет аптек 24/7. И доставка нивелирует эти особенности.

В России же такой проблемы нет. В крупных городах — сотни круглосуточных аптек. Аптеки работают с раннего утра до позднего вечера, без обеда и выходных.

Для нас история с дистанционным отпуском, доставкой — это из области "дополнительной блажи", которую иногда называют клиентоориентированностью. Она не повлияет на доступность лекарственных средств — только на покупательское поведение.

К тому же, если доставку разрешат законодательно, сразу возникнет две проблемы: всевозможные злоупотребления и нехватка персонала.

Со злоупотреблениями, думаю, все очевидно: не воспользоваться разрешением и не заработать не захочет разве что ленивый, и это может спровоцировать поток фальсификатов и некачественных препаратов.

Если говорить о персонале, то уже сейчас традиционной аптеке не хватает провизоров. А доставкой однозначно должны заниматься только люди со специальным образованием.

Учебные заведения не готовы к наплыву такого количества студентов, ведь отрасли потребуется увеличить кадровый состав почти в 1,5–2 раза. Возможно, имеет смысл рассмотреть вариант с упрощенной системой подготовки кадров, но он еще даже не обсуждается.

Сейчас может показаться: доставка станет хорошим способом "отстроиться" от конкурентов. Однако это только на первый взгляд. Когда ее разрешат, в горизонте 2–3 лет она появится буквально у всех.

Существующим аптекам придется переформатироваться, пересматривать ассортиментные линейки, корректировать стратегии. Но при этом они не уйдут с рынка (как, наверное, многие бы желали). Как не ушел театр с появлением кино.

Не верю и в то, что среди пациентов вырастет уровень потребления, если доставка будет легитимизирована. Доставка — это блажь, а не ценность, и аптек сегодня столько, что решить вопрос можно быстро — достаточно прогуляться 5–10 минут пешком. В том или ином виде от доставки мы не уйдем, мы не можем отрицать тренд. Но говорить, что он сверхважен для отрасли и сверхжелателен для потребителя–пациента, — такого нет.

Как оценить влияние компьютеризации на аптеки "в общем и целом"?

Интернет–технологии — то, без чего сейчас не обходится ни один бизнес. Аптек, работающих вручную, просто не существует — они неконкурентоспособны. Даже у самой маленькой аптеки есть пусть простая, но компьютерная система программного учета.

IT в аптечном бизнесе — это и взаимодействие с поставщиками, и документооборот, и заказ лекарств, и работа кассы. Это вода, воздух и крыша над головой — абсолютно необходимые элементы жизнедеятельности аптеки.

Для аптеки сейчас особенно востребованы и необходимы системы программного учета, смарт–контрактов, онлайн–кассы. Для пациента — системы заказа лекарственных средств в ближайшей аптечной организации. Причем это касается даже рецептурных препаратов: их можно приобрести у провизора, предъявив рецепт.

Интернет обеспечивает и доступность лекарственных средств для населения. Если чего–то нет в аптеке возле твоего дома, можно поискать это в Сети и забронировать.

Аптечные агрегаторы, которые помогают пациенту в поисках лекарства, — это нормальное явление рынка. Мы сотрудничаем с ними в рамках нашего проекта PharmMarket. Однако к ним подключены далеко не все аптеки, только часть, по нашей оценке, не более 35% по рынку.

Конечно, у доступности лекарства благодаря IT может быть и оборотная сторона — стимулирование самолечения. Важно, чтобы любые новые технологии, связанные со здравоохранением, работали в связке со специалистами с профильным образованием.

Как влияет Интернет на конкуренцию? Аптека конкурентоспособна, когда у нее идет оборот и есть достаточная маржинальность для покрытия издержек и получения прибыли.

На это влияют ровно два фактора: месторасположение, от которого зависит трафик покупателей, и работа провизора за первым столом.

Если трафик хороший, но провизор не подготовлен, — аптеку ждет провал. И, соответственно, если за первым столом стоит профи, но в аптеку никто не заходит, продажи не вырастут. Никакая группа в соцсетях не сгенерирует необходимый трафик, это утопия, слишком сложная механика.

Соцсети — элемент диджитал–продвижения, для маленькой аптеки совершенно бесполезный. Группа в соцсети создаст только лишнюю работу персоналу, но на выручку никак не повлияет.

В Интернете лекарства не продаются. Их можно только заказать для последующего выкупа в аптеке. Всевозможные продвижения в онлайне со стороны фармпроизводителей могут породить интерес покупателя к отдельному товару — как это делает, например, телевизионная реклама. Но, по большому счету, главные влияющие факторы — это по–прежнему местоположение и работа провизора.

Алтайская Екатерина
23.11.2018
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.
 
АС0219
ФБР0219
 
 
 
 
 
 
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться