Свежие статьи подрубрики лицо фармации:
 
Аптечный Саммит
Что происходит на фармацевтическом рынке
Аптека 2018
Медфарм бизнес
Калининград
Правовые вопросы фармацевтической отрасли
 
 
 
 

ЕЛЕНА АРХАНГЕЛЬСКАЯ: "Я — ЧЕЛОВЕК РЕЗУЛЬТАТА"

В 2016 г. предприятие отметило 20–летний юбилей. Все эти годы препарат "Полиоксидоний®" и вакцина "Гриппол®", с которых и началась история деятельности, востребованы, причем не только на внутреннем, но и на мировом рынке. Здесь осуществляется полный цикл выпуска препаратов: от синтеза субстанции до продаж и продвижения. "От молекулы до аптеки" — девиз "НПО Петровакс Фарм".

В апреле 2015 г. совет директоров "НПО Петровакс Фарм" назначил новым президентом Елену Архангельскую. Перед ней были поставлены несколько задач — укрепление позиций компании на российском фармрынке, расширение экспортного потенциала, развитие фундаментальных научных исследований, вывод инновационных лекарственных средств.

Елена Владимировна рассказала корреспонденту МА о новых производственных проектах, ротации кадров внутри компании, о тонкостях переговоров с иранскими партнерами, а также об особенностях женского стиля управления.

Елена Владимировна, каковы Ваши ожидания на 2017 г.? Каким он будет для компании?
— На 2017 г. уже есть конкретный, детально расписанный, очень насыщенный, одобренный акционерами бизнес–план. Среди приоритетов "НПО Петровакс Фарм", во–первых, продолжение активной медиакампании препарата "Полиоксидоний®", начатой в августе 2016 г. Это значимый и ответственный шаг. Мы должны соответствовать всему, что заявлено в рекламе. Лекарства — продукт индивидуальный: у каждого пациента свои физиологические особенности, анамнез. Но препарат "Полиоксидоний®" доказал свою эффективность и безопасность: 20 лет успешного применения подтверждают это.

Во–вторых, мы получили одобрение на инвестиции от экспертного совета Фонда развития промышленности по строительству третьей линии на нашем производственном комплексе в Подольском районе. В I кв. 2018 г. уже планируем эту линию сдать. За достаточно короткий период времени будет построен новый участок по производству субстанций, твердых и мягких лекарственных форм. Это дополнительные возможности для выпуска новых препаратов, реализации партнерских проектов, усиления экспортного потенциала компании.

В-третьих, есть еще один проект, который мы начали в прошлом году и активно продолжаем в 2017–м. Это локализация препаратов "Актилизе" и "Метализе" компании "Берингер Ингельхайм".

Для меня важно, что сейчас "НПО Петровакс Фарм" динамично развивается не только внешне, благодаря реализации экспортных и международных проектов, увеличению производственных мощностей, активной маркетинговой стратегии, но, прежде всего, значительно меняется изнутри. За прошлый год у нас более 70 сотрудников из 650 получили повышение в должности. Мы также успешно реализовали программу "Преемники": собственные наши кадры — молодые сотрудники — заняли руководящие должности, возглавив направления производства, качества и научно-исследовательской деятельности. Я ожидаю, что новая молодая энергия придаст ускорение нашим разработкам и проектам.

Что подтолкнуло к таким масштабным кадровым перестановкам?
— В компании была проведена внутренняя реорганизация, усилена команда топ-менеджмента, пересмотрена оргструктура, изменен функционал, и в связи с этим произошла такая ротация кадров. Программа "Преемники" затронула 9 руководителей. Она длилась целый год, стартовав в феврале 2016 г. Сотрудники-наставники, долгие годы проработавшие в "НПО Петровакс Фарм", передавали свой опыт и знания молодым. В результате те, кто успешно прошел испытание, получили повышение в должности, кто-то из наставников принял решение уйти из компании в силу возраста, часть продолжает активную работу, некоторые остались консультантами, ведь их опыт и знания о наших препаратах и разработках бесценен.

Среди важных проектов компании Вы назвали локализацию производства препаратов иностранной компании. Что это за процесс?
— Международная компания передает нам технологию производства и контроля качества препарата, и мы по лицензии выпускаем его на территории России. Иностранное предприятие может выбрать для себя несколько путей развития в нашей стране: построить собственный завод или же найти партнера, который уже обладает всей производственной экспертизой, как в нашем случае, и передать технологию производства лекарственного средства. Это не значит, что препарат становится собственным продуктом "НПО Петровакс Фарм", в данном случае его выпуск осуществляется по лицензии. Так, в рамках совместного сотрудничества с компанией "Пфайзер" мы выпускаем по полному циклу пневмококковую вакцину "Превенар 13". По аналогичной схеме работаем и с компанией "Берингер Ингельхайм". У "НПО Петровакс Фарм" есть и проекты по локализации собственных продуктов: мы передали технологию производства противогриппозной вакцины в Беларусь. На мощностях РУП "Белмедпрепараты" по лицензии и технологии нашей компании производится вакцина "Гриппол® плюс". Это очень распространенная практика, на Западе она многие годы используется.

И это выгодно всем?
— Это выгодно всем. Для нашей компании это возможность получения новых компетенций, знаний и опыта, а в совокупности — выход на новый уровень развития; для наших партнеров — это отсутствие необходимости вкладывать инвестиции в производственные мощности. При этом они также получают преференции в части препаратов, реализующихся за счет государственного бюджета. Если говорить о коммерческом рынке, то это сокращение логистики, операционных расходов, а значит в целом экономическая выгода.

Расскажите, пожалуйста, трудно ли было вести переговоры с Ираном о поставках препарата "Гриппол® плюс". Страна мусульманская, есть нюансы. И почему именно Иран выступает в качестве делового партнера?
— Заинтересованность в сотрудничестве в первую очередь исходила от иранских партнеров, которые хотели бы, чтобы наша противогриппозная вакцина применялась на территории их страны. Переговоры с коллегами шли еще до моего прихода, но находились в вялотекущей стадии. Когда я впервые с ними встретилась, они ожидали того же, еще долгих раздумий, а я сказала: "Давайте сделаем!" И с этого все и закрутилось. Я не люблю долгих проектов, более двадцати лет работаю в фармбизнесе, и мой принцип – хорошо все обдумать, но решение принимать надо быстро. Когда к нам приходят партнеры, заинтересованные в локализации, мы быстро реагируем на их запросы и отвечаем, сможем ли это сделать. Редко говорим — нет, скорее оговариваем условия, при которых могли бы сотрудничать.

В 2015 г. состоялась первая поставка 100 тыс. доз вакцины "Гриппол® плюс" по специальному разрешению Минздрава Ирана. В феврале 2016 г. мы подписали трехстороннее соглашение о передаче технологии производства вакцины, а в мае получили регистрационное удостоверение на препарат в Иране. В настоящее время рынок противогриппозных вакцин в данном государстве составляет около 2 млн доз, а потенциал — 15 млн. Условием того, чтобы сегмент развивался, является и локальное производство. Для наших партнеров стратегически важно было построить собственный завод, и в настоящее время производственный комплекс в Иране уже готов. В этом году планируется установка оборудования, в дальнейшем с нашей помощью предстоит этап передачи технологии.

Мешали ли в переговорах санкции против нашего государства?
— Помогали. Так совпало, что наше сотрудничество началось в период зарождения межправительственных отношений между Ираном и Россией в области фармацевтики. На текущий момент наш российский лекарственный препарат — единственный, зарегистрированный в Иране. Понимаю, что желающих много, ведь рынок Ирана интересный, население страны порядка 80 млн человек, есть собственная фармпромышленность. Думаю, что толчком для нашего сотрудничества стало то, что в 2015 г. иранские коллеги получили положительные отзывы о нашей вакцине и удостоверились, что выбрали эффективный, качественный и безопасный препарат. Они обычно исследуют весь мир, ищут партнеров во многих странах и если выбирают вас, знайте — вы лучшие. Подход такой.

Вы лично вели переговоры? Влияло ли то, что Вы женщина? В чем особенности делового общения с иранскими партнерами?
— Влияло, конечно. Всем известно, что женщина в мусульманской стране не может подавать руку мужчине для приветствия, не смотрит в глаза мужчине, существует определенный дресс–код. Когда мы были в Тегеране, моя одежда полностью соответствовала местным нормам: платок, длинный кардиган, открыты только руки и лицо. В России с иранскими партнерами встречаюсь так же, как и со всеми в нашей стране, в глаза, естественно, смотрю. Они воспринимают это уже нормально. Только в первые несколько встреч для них было неожиданно, что русская женщина может вести переговоры на уровне делового мужчины. Впоследствии привыкли. И если меня нет вдруг на встрече, то говорят, что договариваться не будут.

То есть деловая стороны вопроса взяла верх?
— В бизнесе различия стираются. У меня был опыт переговоров с одной из иранских компаний, которую возглавляет женщина. И такое там бывает, так у нее мужской характер. Это не столько гендерное, сколько личностное качество.

Какие возможности открывает для компании единый рынок обращения лекарственных средств в рамках ЕАЭС?
— Среди положительных моментов, конечно, упрощение регуляторных норм и их синхронизация: раньше, например, сертификат GMP РФ не признавался в Казахстане, а казахский не признавался у нас. Сейчас в законодательстве ЕАЭС этот вопрос урегулирован. Это и экономическая выгода — сокращение денежных расходов, времени, ведь регистрация лекарственного препарата занимает продолжительный период: в России 160 дней рабочих, в Казахстане до года. Получается, что, если вы зарегистрировали препарат в России, а потом вышли на рынок Казахстана, то его регистрация займет еще от 9 до 12 месяцев, только после этого возможна реализация препарата. В Беларуси — менее длительное время, но все то же самое. Если говорить о маркетинговых инструментах, они такими же и останутся (реклама, работа с аптечными организациями и пр.). Мы работаем в разных странах и замечаем, что правила гармонизируются.

Как Вы смотрите на проблему взаимозаменяемости лекарственных препаратов в рамках ЕАЭС, хотя к "НПО Петровакс Фарм" она не имеет отношения, препараты компании оригинальные, но тем не менее? Вопрос до сих пор не решен.
— Если нам сложно разобраться с этим вопросом внутри страны, то в рамках ЕАЭС это все еще серьезнее и сложнее. На мой взгляд, это вопрос не фармкомпаний, а медицинского сообщества. Основное — это лечение пациентов, ради чего и существует фармацевтика.

Компания поставляет вакцины против гриппа в рамках Национального календаря прививок. Что бы Вы сказали противникам вакцинации?
— Отказ от вакцинации, особенно детской (а я сама мама пятилетней дочки), это, по моему мнению, проявление необразованности и недальновидности современных мам. Для меня вакцинация как страховка. Если с вашим ребенком произойдет что–то плохое в плане здоровья, вы сами себе не простите, что вовремя не сделали прививку. Кроме того, иммунопрофилактика — проверенный десятилетиями и поколениями метод. В моем детстве вопросов на эту тему не возникало. Было правило, которому все следовали. Я всегда говорю следующее: "Ваши дети и вы сами не болеете до тех пор, пока есть коллективный иммунитет, та когорта людей, которая вакцинируется. Если вы хотите обезопасить себя, то принимаете решение в пользу вакцинации, если готовы поиграть в рулетку — это ваш выбор..."

В компании "НПО Петровакс Фарм" мы сотрудников вакцинируем своим препаратом. И за последние три года количество больничных у нас не растет.

Считаю, что вакцинация от гриппа обязательна для всех, кто находится в группе риска и работает с людьми: банковских служащих, врачей, фармацевтов, учителей, воспитателей детсадов. Не должно быть и сомнения в том, что надо прививаться. Речь идет не только о безопасности этих людей, но и о защищенности окружающих.

Елена Владимировна, почему Вы — финансист–экономист — выбрали полем своей деятельности именно фармацевтическую отрасль?
— В 1996 г., когда я пришла из страховой сферы в фармкомпанию "Эли Лилли", это был обычный переход молодого специалиста на более высокую должность. А вот то, что я осталась в отрасли, и у меня даже нет мысли поменять ее, говорит о том, что это больше уже не работа, а дело жизни. Отрасль совпала со всеми моими человеческими ценностями: это и возможность приносить пользу людям, и совместная интересная работа с представителями медицинского сообщества, и динамичность. Я знаю многих людей, которые уходят, но потом возвращаются в фарминдустрию. Это некий клан. Мало кто его покидает. Никогда не ставила цели карьерного роста и достижения поста президента. Просто в силу моих личностных качеств это происходило естественно, мне доверяли собственники бизнеса. Это ответственность и за людей, с которыми работаешь, и за результаты компании.

Женщина–руководитель очень отличается от мужчины–руководителя большого промышленного предприятия? Это штамп или в стиле руководства действительно есть различия?

Порой рядом с мужчиной будет проще работать, чем со мной. Это связано с тем, что я — человек, ориентированный на  результат, и в этом проявляю жесткость. Люди, не показывающие должный результат, не остаются и не срабатываются в нашей команде.

По моему мнению, если вы хотите результата, нужно создавать условия и атмосферу доброжелательности, деловой конструктивной коммуникации.

Переезд в новый офис был моим первым бизнес-проектом в компании. Акционеры не ожидали получить вопрос об улучшении условий работы сотрудников в первый месяц моей работы в должности. Мне поставили условие — найти офис, но при этом остаться в рамках прежнего бюджета. Через месяц помещение в центре Москвы было найдено, мы расширили площадь на 30% и остались в том же бюджете. Не могу сказать, что это относится только к женскому стилю управления. Знаю мужчин, которые руководствуются такими же принципами.

Мы с Вами разговариваем в преддверии женского праздника. Как женщинам быть успешными, не разрываясь между карьерой и семьей?
— Все мы, женщины, независимо от должностей и регалий, абсолютно равны. Когда у нас дома все хорошо, то и на работе будет все складываться. Я очень берегу чувство и состояние женщины в личном пространстве. И всем очень желаю, чтобы семейные ценности — материнство, отношение к семье, дружба — были основой. Не бывает успеха в бизнесе, если личная жизнь не складывается. Успех — это многогранное понятие.

В преддверии женского праздника желаю всем нам быть любимыми, любящими и успешными и дома, и на работе!!!

Шарафанович Анна
28.02.2017
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.
 
Аптечный Саммит
Что происходит на фармацевтическом рынке
Аптека 2018
Медфарм бизнес
Калининград
Правовые вопросы фармацевтической отрасли
 
 
 
 
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться