Свежие статьи подрубрики фармпроизводство:

 
Баннер_РЕГЛЕК
BAD2911
 CFO_RussiaBAN
INOPharma2019
бфн_НФРейтинг
Бал_фармБАН

ФАРМА–2020: БУДУЩЕЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

А также освещены цели и приоритеты государственной политики по развитию национальной фармацевтической промышленности, пути выхода из кризиса, ожидаемые результаты реализации Стратегии. Участники конференции обсудили необходимые условия для повышения конкурентоспособности отечественной фармацевтической промышленности и увеличения экспорта фармацевтической продукции, разработки и производства инновационных препаратов, улучшение качества производимой продукции и технологического перевооружения российской фармацевтической отрасли.

В пресс-конференции приняли участие: директор департамента химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий Минпромторга РФ Сергей Цыб, директор по маркетинговым исследованиям ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов и директор по инновационному развитию ЦВТ «ХимРар» Олег Корзинов.

Как отметил Сергей Цыб, президент РФ определил одно из приоритетных направлений в развитии экономики – это развитие производства и, соответственно, медицинской техники и фармацевтики в России. Но работа над Стратегией была начата задолго до этого выступления, в течение полутора лет достаточно активно работали Министерство промышленности и торговли РФ совместно с другими ведомствами, при участии бизнес- и научного сообщества, общественных организаций. Результатом этой работы стал первый за всю историю нашей фармпромышленности программный документ «Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года», согласованный со всеми федеральными органами исполнительной власти, утвержденный приказом министра промышленности и торговли и направленный в правительство РФ. Основной целью данного документа является переход на инновационную модель развития фармацевтической промышленности РФ. На первый взгляд, при той ситуации, которая сегодня наблюдается на рынке России в части достаточно серьезного присутствия импортной продукции и небольшого процента российской производственной базы, существуют все предпосылки для того, чтобы заявленные Президентом цифры к 2020 году были выполнены. Для этого нужно совершить достаточно серьезные консолидированные усилия, включая не только Министерство промышленности и торговли РФ, но и другие ведомства, косвенно или напрямую связанные с развитием отрасли. Нужно обеспечить нормативно-законодательное поле для развития собственного производства и разработки лекарственных препаратов. При этом «Стратегия» – это не только документ, имеющий стратегическое значение и в котором заданы определенные показатели и ориентиры, но и документ, обеспечивающий понимание, каким образом он может реализоваться через соответствующие этапы.

На первом этапе – это изменение законодательной базы в России и принятие нового закона «Об обращении лекарственных препаратов», который в целом будет отражать активную законодательную помощь, в т.ч. российскому бизнесу, для развития производства в стране. По мнению С. Цыба, нужно выделить две основные задачи, которые предстоит решить: повышение конкурентоспособности российского фармпрома и обеспечение национальной лекарственной безопасности в стране. Россия должна обладать возможностями для производства и разработки препаратов. В этом случае основной задачей является выпуск качественных, безопасных и высокоэффективных лекарственных средств.

В рамках разработки Стратегии необходимо было уделить внимание основным видам нозологий и заболеваний в России, основным группам препаратов, которые, по мнению Минпромторга РФ, должны производиться на территории страны. Совсем недавно такая работа была проведена Минздравсоцразвития РФ совместно с Минпромторгом РФ. Появился проект перечня стратегических препаратов, полный цикл которого будет производиться на территории РФ. Созданию подобного перечня препаратов способствовала достаточно серьезная и кропотливая работа исходя из большого количества медицинских критериев. Сейчас российские компании выпускают большое количество препаратов, которые страна импортирует. При этом необходимо совершенствование государственных закупок в данном сегменте для обеспечения равных условий выхода на отечественный рынок российским и иностранным производителям. По результатам анализа, проведенного нашим министерством, можно сделать вывод – если сориентировать государственные закупки в данном сегменте, в т.ч. на поддержку отечественного или локального производителя, на то, чтобы количество препаратов отечественного производства, которое могло бы быть востребовано российскими гражданами, значительно выросло в краткосрочной перспективе.

Российский рынок является очень привлекательным как для российских, так и иностранных компаний, являясь один из самых быстрорастущих рынков в мире. По анализу Минпромторга РФ, экспертным оценкам, к 2020 г. рынок России может вырасти до 40–60 млрд долл. Общий объем потребления лекарственных препаратов к этому времени достигнет среднеевропейского уровня. С. Цыб подчеркнул, что государство на рынке является не только основным регулятором, но и одним из основных игроков. Государство ежегодно закупает лекарственные препараты, и эта сумма составляет около 40% всего рынка. Поэтому можно сделать вывод, что существуют все возможности для обеспечения достаточно серьезной государственной поддержки российского производителя.

Понятно, в каком из сегментов есть краткосрочная возможность обеспечения развития собственной фармацевтики, также ясны стратегические задачи в части инновационного развития. Во многих медицинских сегментах российские компании уже производят высокотехнологичные препараты, как правило, это дженерики. Поставлена задача создания активной базы для развития инновационной составляющей в этой отрасли. По мнению С. Цыба, фармацевтика – наиболее высокотехнологичная отрасль из всех отраслей экономики, и если обеспечить ее инновационное развитие, полученный опыт можно транслировать на другие отрасли. Но нужно сказать о том, что инновации в фармацевтике – это, как правило, значительные средства, длительные сроки и очень высокие риски. Поэтому сейчас стоит задача, в т.ч. с привлечением государственных институтов развития, – обеспечения государственной поддержки в плане разработки лекарственных препаратов. На сегодняшний день такие примеры имеются, и опыт государственных институтов развития показателен с точки зрения создания условий финансирования по разработке новых лекарственных препаратов в нашей стране.

Сергей Цыб выразил надежду, что благодаря первому этапу реализации Стратегии, где говорится об импортозамещении, у российских компаний появится большее количество средств, которые они будут получать в результате покрытия большего объема препаратов. Соответственно, это будет стимулировать их к вложению собственных средств в разработку ЛС. Региональному развитию также нужно уделить принципиальное внимание, учитывая, что география страны очень широка. Во многих регионах, где сосредоточены научные подразделения, производственные базы, кадровый потенциал, созданы все предпосылки для создания биофармацевтических кластеров, и такие примеры уже есть.

Стратегия уже начала реализовываться, несмотря на то, что была принята не так давно. Сделаны достаточно серьезные шаги – как для поддержки отечественного производителя, так и поддержки проектов по разработке лекарственных препаратов.

Давид Мелик-Гусейнов, директор по маркетинговым исследованиям ЦМИ «Фармэксперт» в своем выступлении также отметил, что внимание высших эшелонов власти давно приковано к фармацевтической отрасли. Еще в начале этого года президент РФ Дмитрий Медведев сказал о том, что отечественная фармацевтическая промышленность продолжает выпускать устаревшую номенклатуру, подчеркнул, что происходят позитивные моменты в реализации всех намеченных планов и стратегий, но в целом ситуация критическая.

По мнению Давида Мелик-Гусейнова, проблемы отечественного фармпрома кроются в трех составляющих:

– отсутствие стандартов качества производства;

– устаревшие технологии;

– устаревший ассортимент.

Ключевой момент для развития – это совместные проекты с крупными государственными корпорациями, которые продемонстрировали свои возможности и подчеркнули свою компетенцию в фармотрасли.

Что сейчас происходит на фармацевтическом рынке? Если рассмотреть три сегмента – розничный, госпитальный и сегмент государственных закупок, можно увидеть, что доля отечественной продукции в каждом из них минимальна. Причем в государственном сегменте доминирующий финансовый поток идет на закупку импортной продукции.

ТОР-10 отечественных компаний на российском фармрынке: «Фармстандарт», «Нижфарм (Штада)», «Валента», «Материа Медика», «Сотекс», «Польфарма», «Биотэк», «Верофарм», «Фарм-Центр», «Микроген НПО». Практически все их препараты являются блокбастерами на российском рынке, но основная проблема в том, что большинство участников фармрынка не сертифицировано по стандартам GMP. По мнению ЦМИ «Фармэксперт», переход на новые стандарты, безусловно, подстегнет новые проблемы – как финансового плана, так и проблемы, связанные с тем, что стоимость самых дешевых отечественных препаратов может увеличиться. Доля отечественной продукции на фармацевтическом рынке составляет 25%, но дело в том, что отечественные производители так или иначе иногда участвуют в производстве импортных препаратов (осуществляют фасовку или маркетинг РФ). Если координировать все вариации участия отечественных площадок в производстве лекарственных препаратов, можно увидеть, что доля квазиотечественной продукции около 45%. Но в Стратегии речь идет о производстве полного цикла – от субстанции до готовой лекарственной формы. Мы провели анализ того, что импортируется в Россию. Был сделан следующий вывод: «От общего количества импортируемых молекул действующих веществ мы пока не можем воспроизвести на наших предприятиях до 54% от общего объема импортируемой продукции». Потенциально есть возможность мультиплицировать долю отечественной продукции на российском рынке.

Сейчас, к сожалению, большинство российских производителей «толкутся» на очень небольшом и быстро сокращающемся рынке традиционных препаратов – 68 компаний производят и предлагают рынку Анальгин. Рынок препаратов сокращается, а производителей становится больше. Получается, что мы сами заложники такой ситуации – низкодоходные торговые марки не дают возможность владельцам бизнеса реинвестировать прибыль, которую они получают, – в инновации, новые молекулы.

Если посмотреть на карту России с основными территориями, где сегодня сконцентрировано отечественное производство, можно увидеть, что «концентрация не такая уж сконцентрированная», во многих субъектах Федерации имеются свои производственные площадки, многие субъекты заявили, что готовы вести диалог о строительстве своих фарма-парков, биотехнологических кластеров, и это замечательно. Сегодня пальму первенства удерживает Московская область – и это понятно, так как регион очень удобно расположен. Но со временем таких точек будет больше.

На сегодняшний день российский фармпром так и не вышел за рамки традиционных и брендированных препаратов, и то, что зарабатывает владелец фирмы, – это минимальная маржа. Если отрасль перевести на инновационные стандарты, дать ей государственный стимул, дать понять, что эта отрасль инвестиционно привлекательна, и привлечь большие средства, маржа самих участников фармрынка может возрасти до 50–60%. И здесь обоюдовыгодная заинтересованность и государства, видящего в рынке социальную ответственность в плане обеспечения населения лекарствами, и бизнеса, который видит в этом рынке территорию для заработка. Векторы совпадают. Теперь самое главное – эти векторы поставить рядом.

Олег Корзинов, директор по инновационному развитию ЦВТ «ХимРар» напомнил, что в Центр входят несколько компаний, которые покрывают практически весь процесс разработки инновационных препаратов. По его мнению, в 2007 г. российские производители не были готовы к выпуску инновационных препаратов. Центр работает в этой области с начала 90-х годов, и до текущего момента было понятно, что брендирование дженериков, инновационное развитие компаниям было не нужно. Производитель мог достаточно средств вкладывать в рекламу и продвигать свои препараты, даже если они не защищены патентами, зачем разрабатывать инновационные препараты?

На Западе сложилась другая ситуация, там выживает сильнейший, тот, кто тратит очень много средств на разработки. ЦВТ «ХимРар» как компания, которая разрабатывает инновационные препараты большей частью на международном рынке, эту ситуацию очень хорошо понимает. Кризис, с одной стороны, немного пошатнул уверенность экспертов в том, реализуется ли стратегия «Фарма-2020», с другой стороны, кризис дал дополнительные возможности для российских производителей. В последние два года на международной арене произошли очень крупные события, мега-сделки слияния и поглощения, когда огромные компании с многомиллиардными бюджетами покупали друг друга. За счет таких масштабных слияний-поглощений в этих компаниях стали либо дублироваться проекты, либо недостаточное финансирование проектов заставило их замораживать некоторую часть своих разработок. Одним из возможных выходов из данной ситуации является перенос «замороженных разработок» на российскую территорию для дальнейшей разработки, и, соответственно, производства и продвижения с российским партнером. Осенью 2009 г. одна из компаний, входящая в группу ЦВТ «ХимРар», заключила лицензионное соглашение с компанией «Рош». Уникальность этой сделки заключается в том, что препараты, доказавшие свою техническую эффективность на Западе, передаются в Россию для дальнейшей разработки с распределением прав, в соответствии с которыми российская сторона получает большую часть прав на территории России, а также возможность иметь прибыль от продаж на Западе. И после кризиса таких примеров может быть достаточное количество для того, чтобы в краткосрочной перспективе разработать и вывести на рынок инновационные препараты. Но поскольку разработка препаратов это долгий процесс, требующий достаточных затрат, для реализации Стратегии нужно двигаться по нескольким направлениям. Второй, не взаимоисключающий путь – это разработка инновационных препаратов в России, и в настоящий момент есть компании, которые занимаются данным вопросом. Конечно, нельзя забывать о том, что инновационные препараты – это среднесрочная и долгосрочная перспектива, а в ближнесрочной перспективе ЦВТ «ХимРар» видит для себя и российских компаний очень большой потенциал в импортозамещении на дженериковых препаратах и тех препаратах, которые считаются инновационными, но по тем или иным причинам не запатентованы на российском рынке, и де-юре могут производится российскими компаниями.

По материалам пресс-конференции в «РИА Новости»

Пигарёва Елена
24.12.2009
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.

 
Баннер_РЕГЛЕК
BAD2911
 CFO_RussiaBAN
INOPharma2019
бфн_НФРейтинг
Бал_фармБАН
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться