Свежие статьи подрубрики прогноз:
 
Аптека 2018
Logistik
 
 
 
 
 
 

ФАРМАЦЕВТИКА — МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Согласно статистическим данным, объем фармацевтического рынка России за 2017 г. составил чуть более 1,2 млрд в руб. и 5,3 млрд в упаковках лекарственных средств. Это без учета БАД и дополнительного аптечного ассортимента. Прирост фармрынка за истекший год составил, по сравнению с 2016 г., 4%. За I полугодие 2018 г. этот показатель увеличился до 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "Важно отметить, что в этом году количество упаковок лекарственных средств растет адекватно рублевому показателю. И это — очень позитивный тренд. Он обусловлен снижением средней стоимости упаковки в розничном сегменте. А ведь еще в прошлом году при росте бюджетов количество упаковок уменьшалось", — сообщила Анна Ермолаева, генеральный директор компании Alpharm (Alpha Research & Marketing). При этом она добавила, что в структуре рынка 72,2% составляют деньги, потраченные потребителями из собственного кошелька, 16,5% приходится на льготное обеспечение, 11,3% — это клинический и целевой сегмент.

Анна обратила внимание и на такой момент: если раньше в фармацевтическом сообществе чаще всего говорили о цифрах, отражающих отпуск лекарственных средств потребителю, то сейчас чаще других обсуждается тема маркетинговых контрактов. Она подразумевает суммы денег, которые производители платят аптечной рознице за продвижение. "В структуре расходов фармацевтической компании в России расходы на продвижение через аптечные сети составляют в среднем 7% от всех расходов фармацевтической компании и 5% от общего объема розничного рынка. В деньгах — это более 50 млрд руб. в год", — отметила Анна Ермолаева.

И все же выручка на рынке растет: в сегменте лекарственных средств — на 10%, в сегменте БАД — на 12%, а в прочем аптечном ассортименте — на 1%.

По итогам I полугодия 2018 г. в России работают более 64,7 тыс. аптечных учреждений, осуществляющих розничную деятельность. Мы привыкли к тому, что идет слияние и поглощение мелких игроков фармацевтической розницы крупными сетями. Однако сейчас наметился перелом в этом направлении. Так, 2017 и 2018 гг. демонстрируют нам рост не только федеральных и региональных, но и локальных аптечных сетей (до 10 торговых точек). Интересно, что за год выдается около 1 тыс. лицензий на открытие аптек, а реально из них открываются только 300–400. Всего за минувший год было открыто 4,6 тыс. аптечных учреждений и 3,5 тыс. закрыто. Причем на 1,5 тыс. «старых» мест открылись новые аптеки. Да, с количеством аптечных точек у нас проблем нет. Для сравнения, в России на 1 аптеку приходится по разным данным от 1,5 до 2,2 тыс. жителей. Информация ориентировочная, т.к. практически постоянно происходит ротация аптечных учреждений. В Германии — 3,7 тыс. человек, в Великобритании — 4,8 тыс., а в США — 5,1. Но по объемам продаж на одного жителя страны мы существенно отстаем.

А еще в России на ТОР–20 аптек приходится 41% рынка, а на ТОР–30 — все 70%! Уже известны и лидеры по приросту продаж за 2017 г. В тройку вошли аптечные сети "Апрель" (г. Самара), "Ригла" (г. Москва) и "Планета здоровья" (г. Пермь).

"У населения растут затраты на лекарства, происходят изменения в среднем чеке в сетевых и несетевых аптеках", — посетовал на экономическую ситуацию в стране в связи с затратами на лекарства управляющий директор компании Ipsos Healthcare Russia Олег Фельдман. В 2018 г. она существенно ухудшилась по сравнению с предыдущим годом. Обратил он внимание и на другие факторы. "Существуют разнообразные факторы, влияющие на итоговое совершение покупки: недостаточно информации о prescription habits (привычки рецепта), выписка по МНН, назначение нескольких торговых марок (ТМ) на выбор, приоритетные рекомендации лекарственных средств международных непатентованных названий ( МНН), переключение на другие ТМ. Также свою роль играют акции в аптеках, запросы на более дешевые аналоги, самолечение и повтор терапии", — отметил Олег Фельдман. По результатам исследования компании наиболее активными в продвижении дженериков стали компании Teva, Ozon, "Вертекс", "Северная звезда", "Акрихин", "Облфарм", "Канонфарма".

ОБ АКТИВНОСТИ MEDREPS В ПОЛЯХ

Продолжается активная деятельность медпредставителей (medreps): работают разнообразные формы взаимодействия с компаниями, охват врачей визитами, структура визитов по специальностям, кампании по качеству дистанционной работы. Однако пока продвижение лекарственных средств с помощью интернет–рекламы среди врачей не столь эффективно, как хотелось бы производителям, работающим в фармацевтической отрасли. "Как показал опрос, 55% докторов предпочитают общаться с представителями фармацевтических компаний в формате facetoface, а 85% продолжают самостоятельно изучать фармацевтический рынок по разным каналам", — Николай Демидов, генеральный директор IQVIA, Россия и СНГ, рассказал об опросе, проведенном не только на российском, но и на фармацевтических рынках других стран Европы. Точнее, региональное исследование проводилось в 6 странах Европы: в России, Румынии, Чехии, Венгрии, Польше и Греции. В рамках исследования респонденты — представители фармацевтических компаний — заполнили анкеты с вопросами для оценки развития многоканального маркетинга (multichannel marketing, далее МСМ) в компании по 6 ключевым аспектам:

  • стратегия;
  • организация и компетенции;
  • процессы;
  • сегментация клиентов и подготовка правильного контента сообщений;
  • оценка МСМ–активностей;
  • различные МСМ–инструменты и технологии.

Результаты показали, что организация и компетенции не являются самыми сильными сторонами МСМ. При этом европейские страны опережают Россию в плане развития многоканального маркетинга, т.е. нам есть к кому обратиться за советом.

ФАРМПРОМ ЗАВИСИТ ОТ ПОСТАВОК АФИ

Николай Беспалов, директор по развитию компании RNC Pharma, рассказал о процессах импортозамещения, объемах и динамике производства лекарственных препаратов в России и активности процессов импортозамещения в рамках действующих регистрационных удостоверений. Конечно, до сих пор наблюдается зависимость российской фармпромышленности от поставок иностранных АФИ, локализационной и экспортной активности. Согласно структуре экспорта лекарственных средств из России за период с января по июль 2018 г. основными игроками стали Германия, Беларусь, Украина, Казахстан, Молдова, Азербайджан, Франция, Австрия и Великобритания.

ВАЖНО УЧАСТИЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММАХ

"Среди основных источников финансирования в здравоохранении на льготном обеспечении являются федеральный и региональный бюджеты; в госпитальном сегменте также муниципальный бюджет и ФОМС", — уточнила Екатерина Задонская, генеральный директор компании "КУРСОР". Она особо выделила финансирование программы "Семь нозологий", на которую, согласно Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 гг.", выделено 43,61 млрд руб. Также важны различные целевые программы, национальный календарь прививок, региональные и федеральные льготы.

ЧТО НАС ЖДЕТ ВПЕРЕДИ?

Наряду с традиционными производственными цепочками, все чаще звучит призыв к персонализации в медицине, рождаются нестандартные решения, но при этом появляются все новые регуляторы, активности которых сильно влияют на процесс развития фармацевтической индустрии. Об этом сказал и генеральный директор АРФП Виктор Дмитриев.

А вот Ирина Панарина, генеральный директоркомпании "АстраЗенека" в России и Евразии, поблагодарила Минздрав России за открытость и наличие программы развития на ближайшее будущее. "Через 10 лет это будет совершенно другая отрасль, потому что мы уже сегодня являемся свидетелями инновационных и прорывных технологий. Мы переходим от усредненного подхода к оказанию персональных услуг каждому пациенту. Дальше персонализация будет все больше и больше. В скором времени мы уйдем от создания массовых лекарств, а будем заниматься производством внутри пациента. Именно инновации будут двигать процесс", — уверена Панарина.

Стабильность, доверие, последовательность и инновации назвала краеугольными камнями программы–2030 генеральный директор Abbott (Россия) Елена Карташева. Она пояснила свою мысль, сказав: "Экономические вопросы часто задевают интересы пациентов. Неправильно говорить о санкциях в разрезе фармацевтических препаратов, нужно в первую очередь думать о пациенте. Мы все, в т.ч. профессионалы фармацевтической отрасли, ходим в аптеки и очень внимательно относимся к качеству лекарственных препаратов. И очень важно, с какими препаратами мы придем к 2030 г. Позаботиться об этом нужно уже сейчас".

Руководитель проекта по поддержке экспорта фармацевтической и медицинской отрасли ("Российский экспортный центр") Ирина Каширина считает, что нужно развивать инструменты поддержки государства: субсидии от экспортного центра, компенсации на сертификацию и затраты на защиту интеллектуальной собственности. Она обозначила и конкретную цифру — 2024 соглашения к 2024 году! 

"Конкретные механизмы выстраивания долгосрочных отношений между бизнесом и государством являются колючевым моментом в Стратегии "Фарма–2030", — считает президент отечественной компании "НАНОЛЕК" Владимир Христенко. "Фарма–2030" — большой и красивый документ. Но нельзя забывать о связи между стратегическими документами и реальной жизнью. Прежде чем говорить о будущей программе, нужно подвести итог настоящей, рассчитанной до 2020, и не растерять результаты проделанной работы", — заявила заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в мсфере здравоохранения Валентина Косенко.  Она обратила внимание на то, что сегодня сертификация занимает много времени, сил и средств, но не отвечает главной цели — удалению некачественной продукции в фармотрасли. Что касается вопроса ценообразования на лекарственные прнепараты, то на нем заострила внимание исполнительный директор СПФО Лилия Титова, отметив, что этот вопрос касается не только производителей. "Много нового и хорошего есть в проекте "Фарма–2030". Но при этом не видно, как сбалансированы задачи, которые ставятся, и финансовые возможности, которые будут на тот момент у государства. А ведь практическое применение закона очень важно", — уточнила Лилия Викторовна.

ИННОВАЦИОННЫЕ ЛП… О ЧЕМ ИДЕТ РЕЧЬ?

У нас много говорят об инновационных лекарственных препаратах, но, как выяснилось, даже профессионалы фармацевтической отрасли не могут точно сформулировать, о чем конкретно идет речь. Вот мнение начальника отдела развития и внешних коммуникаций ФГБУ "Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи" Минздрава России Нурии Мусиной: "Любой производитель каждый свой новый препарат, выводимый на рынок, преподносит как инновационный. Но это далеко не всегда так. Часто при комплексной оценке выясняется, что далеко не все препараты соответствуют стандартным требованиям. Если мы хотим повысить доступ к инновациям, надо четко понимать, какие именно препараты являются прорывными". То есть препаратами, которые выводят на новый уровень эффективность и качество терапии различных заболеваний.

Подготовлено по материалам X Международной конференции "Что происходит на фармацевтическом рынке?"

Марина Масляева
24.10.2018
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.
 
Аптека 2018
Logistik
 
 
 
 
 
 
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться