ФАРМАЦИИ НУЖНЫ МОТИВИРОВАННЫЕ И ОТВЕТСТВЕННЫЕ ЛЮДИ

Миронов Александр
Генеральный директор аптечной сети "Аптека Фарма" (г. Рязань)

В 70–х гг., когда из РязГМУ выпускался мой отец, выпуск фармацевтического факультета был порядка 250 человек, когда в 2010 г. выпускался я — уже около 40.

Также некоторое время назад был настоящий бум "хантинга" со стороны производителей на должности медицинских представителей. Условия специалистам предлагались шикарные...

Сейчас набор в медпредставители сокращается, во всяком случае в регионах. Потребности в большом количестве специалистов на одну аптеку, такой, как когда-то в Советском Союзе, нет: большинство производственных аптек канули в небытие.

Но есть другая потребность — в специалистах фармацевтического профиля на отечественных фармацевтических заводах.

Перераспределение потребностей в товаропроводящей цепочке происходит постоянно, но так или иначе дефицит есть. Даже в нашей области, при наличии своего медуниверситета, фармколледжей в Рязани и в Касимове.

Самая большая проблема — в районах. Молодежь оттуда в основном уезжает, и остаются 2–3 фармацевтических специалиста на 5 тыс. человек населения. Причем зачастую это работники уже пенсионного возраста.

Решить задачу может целевое обучение сотрудников — с последующей обязательной отработкой в районах. Государству это не нужно, поэтому все ляжет на плечи аптечных сетей.

В нашей сети нет текучести кадров, несмотря на появление большого количества новых сетей в последние годы. Некоторые наши сотрудники в свое время «походили на сторону» и вернулись обратно, поняв, что те сладкие обещания, которые раздают многие сети на старте, в итоге оказываются с горчинкой.

Ведь что получается? Когда я разговариваю с потенциальным сотрудником, то даю обещания лично и не могу обмануть, изменить условия договора. А когда идут массовые наборы в федеральную сеть, ничто не мешает региональному управляющему сказать: "Извините, руководство в Москве или где–то еще изменило условия, теперь будет так". И предъявить претензии уже некому.

Я сторонник мягкого подхода. Всегда стараюсь достучаться до своих сотрудников, объяснить им причины любых принятых решений. И никогда не боюсь вопросов — даже на больших собраниях. В своих решениях стараюсь учитывать интересы всех сотрудников, покупателей и собственников бизнеса. А это значит — любое свое решение могу объяснить, и мне не будет за него стыдно. Мне кажется, мои сотрудники ценят это и ценят человеческое отношение.

Наше главное преимущество — атмосфера и готовность к диалогу. А мотивировать людей можно по–разному, помимо проработанной денежной мотивации. У нас есть, например, корпоративный портал — своеобразная мини-соцсеть для сотрудников. Там публикуем все новости, приказы и другие документы, сравниваем профессиональные результаты, организовали чаты по интересам. Постоянно сам провожу вебинары, где рассказываю заведующим и первостольникам, куда мы движемся, что надо сделать и почему. Практикую и постоянные встречи с нашими специалистами, где мы общаемся на любые темы.

Признаюсь, «системы принятия на работу» у нас нет. Дефицит кадров не позволяет сильно "копаться" и перебирать. В течение первых двух недель заведующие аптеками отсеивают тех, кто совершенно не может работать в фармации. Задача заведующих — ввести новичка в курс дела, ведь им с этим человеком трудиться и добиваться результатов. Поэтому они мотивированы получить хороших специалистов. И мы за таких держимся.

Мне очень нравятся мотивированные и ответственные люди. Если ты хочешь работать и стремишься не подвести своих коллег — ты идеальный кандидат. Не могу сказать, что таких мало, но на фоне общего дефицита каждый такой сотрудник на вес золота.

Что касается качества подготовки в вузе, констатация факта — мы учим заново.

Сотрудники без фармацевтического образования работают в выделенном отделе парафармации и ни в коем случае не с лекарствами. Некоторых мы брали на работу после их обучения специальности в дополнение к уже имевшемуся медицинскому образованию.

В специалисте с фармацевтическим образованием, в первостольнике важны 4 профессиональных составляющих:

  • знание нормативной документации вместе с умением применять его в жизни;
  • знание фармакологии, принадлежности к терапевтическим группам, особенностей применения лекарств и т.д.;
  • знание и понимание психологии — ведь каждый первостольник в первую очередь работает с людьми. Этому даже не пытаются учить в вузах;
  • начальные знания маркетинга, правил мерчандайзинга, активных продаж и базовые экономические знания.

Первым двум из перечисленного хотя бы учат, правда, не всех успешно. Виновата и система обучения, и лень студентов. Оставшимся двум учит жизнь и работа в аптечной сети.

Про НМФО даже говорить не хочется... Как всегда, кто-то что-то сделал второпях. Ясности нет даже у проводников данных программ. Обсуждать НМФО сейчас — все равно что судить о вкусе хлеба, пробуя сырое тесто. На данный момент это просто дополнительная статья расходов, которую мы хотели бы по максимуму сократить.

А вот профилактика эмоционального выгорания сотрудников — то, чем заниматься всегда необходимо. К сожалению, маленьким сетям намного сложнее, потому что для предотвращения выгорания необходимо постоянно куда-то двигать специалистов, вертикально или горизонтально. Крупным организациям проще создавать карьерные лестницы.

Именно поэтому у меня сейчас подготовлен проект по созданию управляющей компании, которая занималась бы управлением нескольких локализованных в своих регионах сетей. У нас уже есть методики, не хватает описания бизнес-процессов и грамотных людей. Но уже к осени планируем представить проект фармацевтическому сообществу. Ведь в таких условиях будет значительно проще нанимать высококлассных специалистов, использовать эффект масштаба для более глубокой проработки многих решений.

В рамках укрупнения через объединение мы сможем предоставить более продвинутую систему движения кадров, и это позволит «оживить», "расшевелить" людей.

И, как было сказано ранее, с людьми надо общаться, сколько бы времени это ни отнимало. Только это позволит выявить признаки выгорания на ранних этапах и сделать упреждающие шаги.

Будет ли отток фармацевтических специалистов в торговлю, если примут закон о разрешении продавать безрецептурные средства в магазинах?

Супермаркетам не нужны фармацевты. Закон будет формироваться таким образом, чтобы избежать подобных обязательств. Поэтому в магазины уйдут только покупатели, но никак не специалисты. Да и никакой уважающий себя специалист не пойдет торговать в супермаркет. Стоять и зазывать покупателей из отдела фруктов покупать пенталгин или ренни? Вряд ли. А кто уйдет — туда им и дорога.

Алтайская Екатерина
20.04.2018
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.
Сочи
Аптека 2018
 
 
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться