Свежие статьи подрубрики прогноз:
 
АС0219
ФБР0219
 
 
 
 
 
 

ФАРМРЫНОК В УСЛОВИЯХ ХАОСА И УГРОЗ

Так охарактеризовал текущее положение дел управляющий директор компании Ipsos Healthcare в России Олег Фельдман.

А многоликость экономического кризиса подтверждается тем, что для одних участников рынка это проблемы, а для других — новые возможности. По мнению эксперта, и плохо, и хорошо сейчас всем компаниям, отечественным и иностранным. По результатам опроса, проведенного компанией, население уже не так остро воспринимает кризис и надеется на стабилизацию. Меньше количество тех, кто оценивает ситуацию хуже, чем в прошлом году, но не растет и количество тех, кто оценивает ее лучше. "Четких перспектив разрешения ситуации никто не видит", — отметил О.П. Фельдман.

Фельдман

Он предложил аудитории поговорить о факторах, описывающих кризис. Среди них — изменение информационного пространства, развитие информационных каналов, данные по выписке врачей, данные по активности медпредставителей как один из важных индикаторов происходящих процессов, и реклама в профессиональных СМИ.

Информационное пространство меняется, меняются и информационные каналы. Участники рынка ищут альтернативы уже существующим, надеясь на их эффективность и дешевизну. Наиболее важными источниками информации для врачей и провизоров до сих пор остаются визиты медпредставителей. Эксперт представил данные о динамике изменения показателей использования Интернетом: у врачей показатели увеличиваются, но несущественно, а у провизоров–фармацевтов Интернет на втором месте уже давно: он обеспечивает достаточно высокую скорость поиска информации в решении вопросов непосредственного консультирования пациента.

74% врачей имеют мобильные телефоны или смартфоны, у 28% в распоряжении планшеты; 16% врачей активно используют различные медицинские приложения, растет доля врачей, вовлеченных в образовательные онлайн–программы и вебинары, — 38%. Форматы взаимодействия компаний с врачами и провизорами становятся все более разнообразными. Например, компании "АстраЗенека" и "Такеда" демонстрируют целый микс информационных контактов по сравнению с другими компаниями. Для аптек же преобладает такой информационный канал, как личная беседа с медицинским представителем, но все чаще дополняется использованием гаджетов, презентаций. Активность медпредставителей на сегодняшнем этапе, несмотря на кризис, сохраняется. "Аптечный сегмент становится абсолютно краеугольным камнем, в котором сводится активность различных компаний, этот сегмент очень важен", — подчеркнул О.П. Фельдман. В ходе исследования была дана оценка проводимых фармкомпаниями акций для провизоров и первостольников и влияния их на рекомендации аптечных работников. Провизоры, знающие о препарате, предлагают его в 39% случаев. Эта цифра значительно возрастает (до 83%), если первостольники и провизоры охвачены визитами и акциями от производителей. Как результат, наметилась положительная динамика выписывания врачами новых препаратов, появившихся на рынке начиная с 2012 г., от компаний "Сотекс", "Штада", "Акрихин".

"У нас давным–давно не изменяются показатели по потоку льготных пациентов и немного растет доля назначений пациентам без льгот. Основным драйвером рынка по-прежнему остается коммерческий сегмент, но структура назначений в льготном некоммерческом сегменте существенно отличается по самым разным показателям. Не у всей Большой фармы все плохо, не у всех отечественных компаний все хорошо", — отметил Олег Фельдман.

Несмотря на изменения в информационном пространстве и склонность, по выражению эксперта, к дигитализации, реклама в печатных изданиях фактически не падает. В целом затраты в рублях на рекламу с 2015 по 2016 г. выросли на 28%, на рецептурные препараты — на 31%, ОТС — на 4% и БАД — на 14%. В кризис удается продавать место для рекламы по более высокой цене. Растет реклама рецептурных препаратов в фармацевтических изданиях и немного стагнирует рынок рекламы ОТС–продуктов.

Среди рекламодателей лидируют такие компании, как "Байер", "Тева", "Акрихин", а среди рекламируемых брендов — препарат "Динамико" компании "Тева".

"Нельзя говорить об исключительно негативных или позитивных тенденциях, есть микс, в котором следует разбираться. Это время крайне интересно как для исследователей, так и для пользователей данных", — резюмировал О.П. Фельдман.

ИЛЛЮЗОРНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

Среди кризисных реалий Николай Демидов, генеральный директор компании IMS Health, отметил снижение реальных доходов населения, темпов роста в розничном сегменте, сохраняющийся общий негативный фон. "О стабильности (иллюзорной) много говорят правительственные чиновники, но мы не видим ее подтверждения", — сказал он.

Демидов

Также среди негативных факторов, влияющих на фармрынок в текущем году, — ухудшение ситуации с финансированием отдельных госканалов, потери производителей ЖНВЛП от сдерживания повышения цен, увеличение рисков в товаропроводящей цепочке, медиаинфляция, оптимизация затрат на продвижение.

Но все же на российском фармрынке отмечаются и положительные моменты, например, стабилизация натуральных объемов потребления. Если в прошлом году была отрицательная динамика потребления, объем фармрынка в упаковках стремительно падал, то в 2016 г. он стабилизировался, как минимум не падает, но еще не растет. К положительным тенденциям Н.В. Демидов относит и выравнивание темпов роста безрецептурных и рецептурных препаратов, стабильность курса валюты, рост потребления препаратов из Перечня ЖНВЛП, относительно невысокая инфляция (ниже, чем в прошлом году).

Сегодня на рынке заметный тренд — переключение потребителей на более дешевые лекарственные препараты. "Дешевый ценовой сегмент, он же самый маленький, вытесняет дорогие препараты, пострадать может и средний ценовой сегмент", — отметил эксперт.

По его прогнозу, в 2016–2020 гг. фармрынок России будет расти в среднем на 6% в год, как и ранее развиваясь за счет розничного канала. А в 2016–2017 гг. рынок еще останется под воздействием кризисных факторов (наибольшая угроза для рынка находится в сфере госфинансирования из-за усиливающегося дефицита бюджета), но при отсутствии потрясений потребление населением медикаментов должно выровняться.

По материалам круглого стола "Драйверы роста и инвестиционной привлекательности рынка в условиях кризиса" в рамках VIII Международной конференции "Что происходит на фармацевтическом рынке?"

 

Шарафанович Анна
24.10.2016
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.
 
АС0219
ФБР0219
 
 
 
 
 
 
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться