Свежие статьи подрубрики кадровый менеджмент:
 
Сочи
Сочи Экспо
Что происходит на рынке Медизделий
Аптека 2018
Аптечный Саммит
Что происходит на фармацевтическом рынке
 
 
 

КАК РАБОТАТЬ С ПОКОЛЕНИЕМ ДЕВЯНОСТЫХ?

Конфликт поколений — вопрос, кажется, вечный. Отцы и дети не понимают друг друга и не всегда хотят идти друг другу навстречу. Это непонимание становится темой древнегреческих пьес, повестей восемнадцатого, девятнадцатого, двадцатого века…

К сожалению или к счастью, конфликт поколений не исчерпывается семейным кругом. В профессиональном коллективе повторяется то же самое. Но на работе есть шанс, что специалистам помогут сгладить острые углы и найти общие интересы.

Сегодня заведующим аптеками часто бывает нелегко с молодыми специалистами, вчерашними выпускниками вузов и колледжей. Попробуем разобраться, какие особенности объединяют «поколение девяностых», и какими достоинствами и недостатками они оборачиваются в ежедневной фармацевтической деятельности.

РЕБЕНОК ИЗ ДЕВЯНОСТЫХ — ИЛИ ЧЕЛОВЕК МЕДИА?

С одной стороны, молодой сотрудник, не желающий ни на минуту расстаться со смартфоном или планшетом, вызывает раздражение. С другой — его положительные качества, например, умение делать несколько дел одновременно — полезны и в аптеке.

Можно ли говорить о поколении девяностых, вопрос пока открытый. Есть мнение, что правильнее обсудить ценности и особенности человека эпохи медиа: новая интернет–реальность меняет мышление не только у самых молодых и самых маленьких, но и у всех остальных.

И когда мы жалуемся, что молодежь, привыкшая к помощи Гугла и Яндекса, не способна надолго запоминать цифры, факты и названия, мы забываем, что сами страдаем этим не в меньшей степени. И, потеряв телефонный аппарат в ходе поездки, вряд ли сможем позвонить друзьям, потому что не вспомним их номера.

А впервые отправившись в незнакомое место на карте родного города, не можем не посмотреть географическую карту на планшете. Спрашивать людей на улице, особенно в не самых отдаленных районах Москвы, далеко не всегда результативно.

ГЛАВНОЕ — НЕ СТАНЦИЯ, А СПОСОБ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Считается, что для сегодняшней молодежи процесс важнее, чем результат. Впрочем, опять же не только для молодежи.

Реальный случай, рассказанный на открытой лекции о человеке медиа: мужчина живет напротив магазина. Чтобы попасть туда, ему нужно лишь перейти дорогу. Но он привык всегда и везде передвигаться только на машине. Потому он садится в автомобиль у дома, едет, разворачивается и, совершив крюк почти в три километра, останавливает свой личный транспорт у дверей магазина. Времени и сил почему–то не жалко. Ради комфортного передвижения человек готов пожертвовать драгоценными минутами. А заодно нервами, потраченными на перемещение в потоке машин по оживленной магистрали.

Нет–нет, переход через дорогу не ремонтируется: мужчина вполне мог за пять минут добраться до магазина.

То же самое отношение к жизни, когда в приоритете не результат, а процесс — ценнейшее качество для молодого фармацевта. Человек, ориентированный на процесс, будет делать свою работу с любовью. А в фармацевтической консультации, как бы ни говорили о среднем чеке, важнее всего именно консультация. Человеческое тепло и внимание — и профессиональные рекомендации. А вот стремление к результату любой ценой быстро отпугнет покупателя — особенно в кризис.

Едва не став жертвой маркетинговой акции, человек, раньше исправно покупавший лекарства только в этой аптеке, перестанет ходить к обманувшему его фармацевту. Об этом хорошо знают в маленьких городах и поселках, где постоянных посетителей — абсолютное большинство, а случайно проходившие мимо крайне редки.

Кроме того, специалист, любящий процесс работы, меньше подвержен эмоциональному выгоранию.

Только представьте, насколько раздражительным станет провизор, которому важен один–единственный результат — "средний чек". Каждого покупателя, пришедшего лишь за пластырем или не желающего приобрести ничего, кроме того, что врач прописал, он будет воспринимать как врага, отнимающего у него жизненно важные премиальные.

А из сотрудника, ориентированного на процесс, может получиться внимательный первостольник, бережно и тепло относящийся к каждому посетителю.

Главное для руководящего работника аптеки — помнить об оборотной стороне ориентированности на процесс. Увлеченности и заинтересованности у молодого специалиста часто хватает на первые три четверти задания. А когда до полного решения задачи остается всего один-два шага, начинающий фармацевт теряет энтузиазм. Ответить на вопрос, почему так получается — скорее задача профессионального психолога.

В ежедневной же аптечной деятельности (как и в деятельности любой другой организации) выручит способность привыкшего к смартфону юного фармспециалиста… верно, выполнять два-три дела одновременно!

Когда первая задача уже в шаге от решения, дайте вторую, советует практикующий фармацевт и бизнес–тренер Сергей Вуф. Увлекшись новой и потому интересной задачей номер два, молодой специалист и сам не заметит, как завершит задание номер один. Правда, второе поручение вскоре тоже будет выполненным на все те же 75%. И руководителю нужно будет срочно думать над третьим. Ведь самая главная мотивация — интерес! А он у каждого сотрудника свой.

Конечно, нелепо утверждать, что абсолютно все молодые фармспециалисты подсознательно или даже сознательно считают процесс важнее результата. Молодежь иногда кажется взрослым более благополучной, чем она есть на самом деле. За внешним легкомыслием может скрываться отчаянное желание выжить. Любовь к своей работе — в данном случае спасение.

НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ? ЧТО Ж, КАК ПОЛУЧАЕТСЯ…

Считается, что к сложным задачам разные поколения — в своем большинстве или "среднем арифметическом" — относятся по–разному. Вчера верили в светлое будущее и добивались больших целей. А сегодня и мечты, и цели, и вера в светлое завтра дискредитированы.

И там, где старшее поколение будет преодолевать трудности, поколение младшее стремится их избежать, иногда и вовсе отказываясь от решения задачи. Потому что результат не стоит затраченных усилий. Или невыполним. Или кажется невыполнимым.

На молодых специалистов жалуются многие работодатели: умений и навыков не всегда достаточно, а вот амбиции и ожидания велики. Вчерашний студент требует зарплату в шестьдесят или даже сто двадцать тысяч. Но амбициозность может послужить и стартом для профессионального роста. Грамотный руководитель поймет, как мотивировать именно этого сотрудника с большими ожиданиями. С человеком, который хочет мало или не хочет ничего, работать иногда сложнее.

Способность не брать на себя заведомо невыполнимые обязательства — качество очень ценное. Оно помогает выстоять и человеку, и организации. Чего нельзя сказать о стремлении избежать решения любой задачи, которая кажется трудной. Не получается — значит, будем делать как получается.

Справиться с этим поможет старый–старый метод: разбивать большие задачи на маленькие. Объяснять по пунктам, при необходимости писать памятки–инструкции. Хвалить за успехи и доброжелательно замечать, что нужно исправить.

Ведь кто–то из сотрудников спросит, правильно ли он все сделал, а кто–то решит делать, как получается. Некоторым специалистам сложно обратиться к коллеге лично, но они с удовольствием спросят совета, написав письмо по электронной почте.

ДЕВЯНОСТЫЕ: ВЧЕРА СТАРАЛСЯ, СЕГОДНЯ… И НЕ ПЫТАЛСЯ

Приоритет процесса и отказ от решения сложных задач — возможно, главная черта мировоззрения, сложившегося в эпоху девяностых. Когда окружающая действительность непредсказуема, когда государственные институты и экономика целой страны рушатся, а цены взлетают, очень сложно оставаться мотивированным на результат. Вчера человек сделал все для достижения цели, сегодня новый закон или дефолт перечеркнул все, чего он достиг. На следующий раз он не будет даже и пытаться.

"Я ничего не могу изменить", — такое можно услышать и от тех, кто пережил девяностые, и от тех, кто в конце двадцатого столетия еще не пошел в первый класс. Молодому человеку в чем–то сложнее: жизненной позицией "ничего сделать нельзя" в годы его раннего детства был, кажется, пропитан даже воздух.

БЕЗ ДРУЗЕЙ МЕНЯ ЧУТЬ–ЧУТЬ, А С ДРУЗЬЯМИ  МНОГО

За пристрастие к социальным сетям и неумение понимать собеседника вне Интернета молодых специалистов тоже часто критикуют. Специалисту фармацевтическому такое качество, кажется, и вовсе противопоказано. Приятно ли будет больному человеку, если сотрудник первого стола смотрит не на него, а в свой планшет?

Чем все–таки может быть полезна ситуация, когда у вашего работника в реальной жизни друзей мало, а ВКонтакте — сотни? Человеческое тепло нужно каждому — и уход в соцсети его не заменит. Лайки и комментарии — лишь попытка заменить настоящее, искреннее внимание. Как и многочисленные фото себя: на работе, на дне рождения и даже утром за завтраком. Все это — стремление услышать от окружающих слова доброты и поддержки. А куда придет за теплом и пониманием молодой специалист?

Правильно, к старшим коллегам. Когда у человека немного друзей, он легко привязывается к новым знакомым в надежде обрести в каждом из них друга. Помочь такому специалисту освоиться в коллективе, установить теплые, доброжелательные отношения достаточно просто, ведь он чаще всего сам будет в этом заинтересован.

О ДРУЖБЕ И "ДРУЖБЕ"

В поисках дружбы, теплоты и внимания — да и просто человеческого общения — молодой специалист может как профессионально расти, так и попасться в весьма неприятные психологические ловушки. От всего сердца делать за "друга" (а на самом деле — просто предприимчивого коллегу) его работу, не разбираясь в людях, пожалеть лже-пациента без рецепта, который окажется тайным покупателем из контрольной службы… Оградить новенького сотрудника от тех, кто желает воспользоваться его доверчивостью, — опять же задача грамотного руководителя.

Знак равенства между доверчивостью и глупостью ставить не будем. Даже у мудрых и опытных эмоции часто берут верх над разумом. Умом молодой специалист может понимать, что совершает грубую профессиональную ошибку, но дефицит душевного тепла заставит его выполнить опасную для него просьбу коллеги–конкурента. В надежде на слова благодарности…

Заведующий аптекой или руководитель аптечной сети легко сможет перевести дефицит общения и увлеченность социальными сетями из недостатка в несомненное достоинство. И речь не только и не столько об атмосфере в коллективе. Как ни странно, запомнить советы и должностные инструкции помогают доверие и уважение. Рекомендации людей, к которым мы относимся иначе, наше сознание не считает важным запоминать. А к человеку, которого мы боимся, мы боимся обратиться и за советом.

Вот и получается: главный недостаток "человека медиа" или "поколения девяностых" одновременно служит эффективнейшим ресурсом в деле обучения молодых кадров.

По материалам семинара Сергея Вуфа "Как управлять поколением 90–х?" (20.09.16) и лекции Иосифа Дзялошинского "Интернет, постмодернизм. Сетевой человек — что с нашей личностью и нашими ценностями?" (04.08.16)

Алтайская Екатерина
23.09.2016
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.
 
Сочи
Сочи Экспо
Что происходит на рынке Медизделий
Аптека 2018
Аптечный Саммит
Что происходит на фармацевтическом рынке
 
 
 
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться