Свежие новости:
 
Аптека 2018
Logistik
 
 
 
 
 
 

МЫ КЛЕИМ ЭТИКЕТКИ, ОНИ ПЕРЕСТАЮТ ПИТЬ...

Подобные картинки в 2017 г. появились на обеих сторонах пачек сигарет и занимают не менее 50% площади упаковки.

ПРОБЛЕМА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЕСТЬ

Более 20% лиц, обратившихся к врачам по поводу соматических заболеваний, получили их в связи со злоупотреблением алкоголем. Это данные исследования, которое по поручению Минздрава России провел Московский научно–практический центр наркологии. Об этом сообщил его главврач и главный внештатный специалист Минздрава России, психиатр–нарколог, д.м.н. Евгений Брюн.

Не менее тревожной является статистика, которую озвучил заместитель председателя комитета по охране здоровья Госдумы ФС РФ Николай Говорин: "Ежегодно в России 500 тыс. человек гибнет по вине алкоголя. В 2017 г. 30 тыс. россиян, будучи в состоянии сильного алкогольного опьянения, замерзли на улице". Поражения внутренних органов, в т.ч. гепатиты, циррозы, панкреатиты, сердечно-сосудистые заболевании, травмы. И это — далеко не полный перечень последствий злоупотребления алкогольными напитками. Отчетливо выросло количество нервно-психических расстройств у детей. Это связано с пьянством и алкоголизмом в их семьях, последствиями так называемых пьяных зачатий.

НУЖНЫ ТОТАЛЬНЫЕ МЕРЫ!

Борьба с пьянством и алкоголизмом — логичное звено в комплексе мер, предпринимаемых Минздравом России в его стремлении сформировать в нашем обществе здоровый образ жизни. В связи с этим от медиков и законодателей поступают различные инициативы, цель которых – снизить потребление алкогольных напитков. Например, Евгений Алексеевич предложил ввести запрет на торговлю алкоголем в магазинах, расположенных в жилых домах.

"Я крайне положительно отношусь к этой идее. Такие проекты уже реализованы во многих западных странах. Это действительно снижает потребление алкогольных напитков и, как следствие, заболеваемость по целому ряду нозологий. — говорит руководитель Московского областного гепатологического центра МОНИКИ, главный гепатолог Минздрава Московской обл., к,м.н. Павел Богомолов. — Гепатологи особенно остро ощущают проблему чрезмерного потребления алкоголя, т.к. печень — одна из главных его мишеней".

Многие поддерживают инициативу Минздрава России запретить продажу алкогольных напитков лицам, не достигшим 21 года. А вот предложение этого же ведомства отказывать в отоваривании тех, кто уже находится в состоянии опьянения, пока не совсем понятно. Действительно, по каким параметрам продавец магазина должен определять, кто и насколько пьян.

В свою очередь депутат Госдумы Виталий Милонов предлагает проверять всех государственных служащих на наличие их пристрастия к алкогольным напиткам. И, в случае обнаружения такой тяги, немедленно увольнять. Проверять на алкогольную зависимость, по его мнению, нужно и тех, кто только претендует на государственные должности.

ЭТИКЕТКА — ДЕЛО НЕ ПРОСТОЕ!

"Вылечить и реабилитировать больного алкоголизмом – задача очень непростая. Поэтому здесь, как и во многих других областях медицины, эффективнее и рентабельнее не допустить заболевания. И начинать нужно с того, чтобы наш досуг и праздник не ассоциировались с потреблением алкогольных напитков. А что мы видим сейчас? Красивые бутылки, винные бутики, привлекательные названия и прочую "заманиловку". В период проведения чемпионата мира по футболу у нас вообще появилась водка "Пенальти" — в бутылке в виде ноги, пинающей мяч. Думаю, что наклеивать на такие сосуды устрашающую этикетку, не достаточно. Считаю, что вполне достаточно самой простой бутылки, надписи "водка" и бренда производителя, тогда и грозящая болезнями этикетка будет действовать более впечатляюще", — считает Николай Говорин. Кстати, он не понаслышке знает, чем опасен алкоголизм, в свое время его докторская диссертация была посвящена лечению белой горячки.

По мнению даже тех, кто выступает за наклеивание на бутылки с алкоголем устрашающих этикеток, нет единого мнения по поводу их содержания. Как текстового, так и изобразительного. Но идеи есть самые разные. Например, Виталий Милонов предлагает, не мудрствуя лукаво, просто клеить надписи "Яд".

А психиатр–нарколог высшей категории московского НИИ психиатрии Виктор Ханыков уверен, что нужны разные отпугивающие этикетки. И наиболее подходящими считает те, которые будут создавать ироническое отношение к алкогольным напиткам. Скажем, "Эликсир слабоумия", "Растворитель мозгов". Он уверен, что на молодежь, а именно у этой аудиторию нужно в первую очередь вызывать неприязненное отношение к алкоголю, остроумные надписи подействуют больше других. Подойдут и те, на которых, например, будет указана калорийность продукта и его воздействие на внешность. Ведь сейчас все стремятся быть подтянутыми и красивыми. А алкогольные напитки, особенно крепкие, очень калорийны и могут привести к ожирению. Хороши, по мнению эксперта, и слоганы, уверяющие, что пить не модно. А вот надписи наподобие "яд" могут спровоцировать целую серию судебных исков, т.к. вряд ли производители спиртного согласятся с таким утверждением в адрес своей продукции.

Да и как быть с теми данными официальной медицины, которые доказывают, например, что умеренное потребление красного вина полезно для организма. А что делать с бутылками шампанского? Ставить их на новогодний стол с надписью "яд" или чем–то подобным? Очевидно, нужна дифференциация алкогольных напитков. Тем более что большинство врачей говорит о том, что особую опасность представляет крепкий алкоголь. Хотя есть и такие, кто не менее вредным считает крепленые вина, а также крепкие коктейли и пиво с повышенным градусом.

ПРОВЕРИМ НА ПРАКТИКЕ

Президент Независимой наркологической гильдии Руслан Исаев уверен, что, прежде чем запустить проект по массовому наклеиванию "страшилок" на бутылки с алкогольными напитками, нужно создать координационный совет, в состав которого войдут самые разные специалисты. В том числе и те, кто будет оценивать эффективность предлагаемых мер на практике.

"А еще нужно понимать, что каждый регион и населенный пункт нашей страны существенно отличаются друг от друга по отношению к алкоголю. Я на своем опыте практикующего психиатра-нарколога могу сказать, что московская молодежь в последнее время стала пить алкогольные напитки гораздо меньше, заменяя их наркотиками, а также различными стимуляторами. Похожая картина наблюдается и в ряде других мегаполисов. Ко мне недавно пришли несколько пациентов в возрасте 19–26 лет с жалобами на различные психические проблемы, связанные с самыми разными зависимостями, не связанными с алкоголем. А вот в других, особенно небольших населенных пунктах, по данным моих коллег из регионов алкоголь не теряет своей популярности, в т.ч. у молодого поколения. В деревнях вообще многие предпочитают пить самогон. Поэтому борьбу с алкогольной зависимостью нужно проводить не дифференцированно, а вкупе с общей политикой освобождения от зависимостей. В том числе от гаджетов, селфи, "лайков" и т.п. В связи с этим предлагаю бутылки с устрашающими этикетками пустить в продажу как эксперимент. Именно он покажет, какова эффективность такой инициативы. Если эффективность такой меры составит 5–8%, то это уже немало. И инициативу Минздрава России можно будет считать оправданной", — говорит Виктор Ханыков.

Что ж, возможно, исследование по принципу фокус–группы действительно может пролить свет на обоснованность использования этикеток–страшилок. Тем более что основываться на зарубежном опыте в данном случае не приходится, потому что его и нет. Хорошо, что специалисты Минздрава России обещают включить размещение устрашающих картинок на бутылки с алкогольными напитками отдельным пунктом в "Стратегию по формированию здорового образа жизни населения в период до 2025 года". Есть время для раздумий. В частности, начать можно и с внедрения в жизнь другой, более мягкой идеи — указывать на бутылках максимально допустимую дневную дозу алкоголя.

По материалам круглого стола "Сколько жизней россиян спасут устрашающие наклейки на алкогольную продукцию?"

Марина Масляева
05.10.2018
Новости
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.
 
Аптека 2018
Logistik
 
 
 
 
 
 
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться