Свежие статьи подрубрики прогноз:

Баннер_Маркировка
БаннерСочи
   

НАС ЖДЕТ СТАБИЛЬНАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ

Шуляк Сергей Александрович
Генеральный директор компании DSM Group

Так чего же нам ждать в условиях экономических санкций, будет ли импортозамещение признано приоритетом, каковы итоги первого года работы по стандартам GMP?

Согласно итогам 9 месяцев 2014 г., на фармрынке наблюдается рост (в рубл.) +8%, стабильно росла продажа лекарств в аптечных предприятиях +8,6%, прирост продаж парафармацевтики составил +8,3%, рост государственного сегмента, куда входят больничные закупки, закупки по «7 нозологиям», по ОМС и различным льготным программам достиг +6,3%. В целом фармацевтический рынок за 9 месяцев 2014 г. достиг показателя 811 млрд руб.

Но не все так обнадеживающе. Продажи лекарственных препаратов в упаковках снизились на 5,6%, в т.ч. на 6,5% — падение продаж в аптеках, 11% составляет снижение реализации лекарств по льготным программам, падение продаж по больничным закупкам составило — 1%.

Аналитиков, конечно, взволновало такое нестабильное состояние фармацевтического рынка. Нами было исследовано более 12 тыс. аптек и аптечных киосков, проверено множество больниц, учитывался отпуск лекарственных препаратов по льготным программам. С удивлением было обнаружено падение продаж традиционных для российского потребителя лекарственных препаратов.

Табл. 1 Падение продаж лекарственных препаратов

Название препарата

Уровень падения, %

Уголь активированный

24

Ацетилсалициловая кислота

22

Нафтизин

19

Анальгин

16

Корвалол

15

Цитрамон

13

Валериана

13

Бактерицидный пластырь

3

Ценовой диапазон всех этих ЛП в рознице — до 50 руб., и вот их продажи за 9 месяцев 2014 г. в рознице составили 212 млн упаковок, несмотря на то, что в рублях они растут. Здесь мы видим повторение прошлогодних показателей рынка. Индекс инфляции за 10 месяцев 2014 г. составил 7,7%. С ростом цен связан и уровень наценки на ЛП, в 2014 г. он составил на препараты перечня ЖНВЛП — 25%, на препараты, не входящие в этот перечень, — 33%. В среднем, цена на препараты из перечня ЖНВЛП на 15 руб. ниже, чем на препараты, не имеющие к ним отношения. Препараты из списка ЖНВЛС играют существенную роль в общем списке продаж лекарственных препаратов, несмотря на то, что у них фиксированная цена, их реализация для аптечных предприятий прибыльна. В Минпромторг России поступило предложение отменить фиксированную наценку на препараты, стоимость которых ниже 100 руб. Это вовсе не означает, что от дешевых препаратов откажутся, иногда ради них покупатели идут в аптеку. В условиях российской действительности нельзя применять тарификацию продаж лекарственных препаратов, логистические проволочки того не допустят.

Если оценивать лекарственные препараты с позиции «рецептурные — RX» и «безрецептурные — ОТС», можно заметить, что RX–препараты в 4 раза дороже ОТС–препаратов. Уровень наценки на рецептурные препараты в 2014 г. составил — 28%, на безрецептурные — 32%. Следующая позиция фармрынка, по которой мы сравниваем лекарственные препараты, характеризуется местом их выпуска. Уровень наценки на отечественные препараты выше, чем на импортные, соответственно 32 и 29%. Российские лекарственные препараты в 4 раза дешевле, чем их импортные аналоги. По оценкам аналитиков, отечественные ЛП составляют 2/3 фармрынка, что равноценно 22% в структуре выручки и 23% — в структуре прибыли.

Табл. 2 Показатели ценового сегмента

Стоимость препарата (руб.)

Уровень наценки, %

Выручка, %

Прибыль, %

Свыше 500

27

32

35

150–500

31

48

47

50–150

32

14

13

Менее 50

35

6

5

В структуре прибыли самые дешевые препараты занимают незначительную долю. Реализация лекарственных препаратов не дороже 150 руб. составляет не более 20% от оборота в рублях и 18% прибыли, на долю этого сегмента приходится 2/3 всех аптечных продаж. Оценивая спрос на различные группы ЛП, можно заметить, что 31% всей выручки составляют препараты, влияющие на ЖКТ и обмен веществ, немного им уступают ЛП, используемые для лечения респираторной системы — 30%, на третьем месте по востребованности сердечно–сосудистые препараты (рецептурные) — 29%. Парафармацевтика заслуживает внимания, потому что этот аптечный сегмент составляет 78% от общего уровня продаж, БАД — 5%, лечебная косметика — 4%, изделия медицинского назначения, средства гигиены — 8%.

Табл. 3 Прирост цен на различные группы товаров

Группы товаров

Уровень наценки %

Диетическое и лечебное питание

45

Перевязочные средства

43

Диагностические приборы

30

БАД

21,5

На стоимость лекарственных препаратов, уровень наценки на них, выручку и прибыль от их реализации влияют скачки курса валют, прогнозы на ближайшее будущее составляют +9% в руб. Российский фармрынок будет оценен в 1 трлн 239 млрд руб.

На вопрос, волнующий сейчас многих: «Какое количество аптек может закрыться в следующем году?» — отвечу так. В крупных городах ничего не изменится, закрытие аптечных предприятий будет проходить по принципу: "если где–то что–то убудет, в другом месте увеличится". То есть в крупных городах с хорошо развитыми аптечными сетями, их конкурентоспособностью, лекарственное обеспечение не пострадает.

В регионах, если будет принят закон о продаже безрецептурных препаратов в торговом ритейле, туда уйдет около 50% парафармацевтики из аптек и 40% безрецептурных лекарственных препаратов, в результате чего рентабельность аптечной деятельности может резко снизиться. По прогнозам аналитиков, в этом случае потребитель лишится около 30% аптечных предприятий в регионах, что может привести к коллапсу лекарственного обеспечения в отдаленных областях. Одновременно может взлететь цена на препараты, отпускаемые по рецепту. Остается только надеяться на то, что торговые сети будут продолжать заниматься своим делом, а аптеки — своим.

По материалам секции "Завтра все изменится. Как вести аптечный бизнес в 2015 г." в рамках выставки "АПТЕКА 2014"

Данченко Ольга
26.12.2014
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.

Баннер_Маркировка
БаннерСочи
   
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться