Свежие статьи подрубрики управление:
 
Аптечный Саммит
Что происходит на фармацевтическом рынке
Аптека 2018
Медфарм бизнес
Калининград
Правовые вопросы фармацевтической отрасли
 
 
 
 

НИЧЕГО НЕ СКРЫВАТЬ, ИНФОРМИРОВАТЬ И КОНСУЛЬТИРОВАТЬ (Ч. 2)

Ивкин Дмитрий
Доцент кафедры фармакологии и клинической фармакологии Санкт-Петербургской химико–фармацевтической академии, к.б.н.

СУМЕТЬ НАЛАДИТЬ КОНТАКТ

В рамках фармацевтического консультирования провизор или фармацевт на основании симптомов может порекомендовать необходимый препарат. Все это входит в фармацевтическую опеку, которая обеспечивается и врачом, и работником аптечной организации.

Это важно для формирования у пациента правильного отношения к терапии. Известно, что чем более доброжелателен врач или работник аптеки, тем больше шансов у пациентов на выздоровление. Согласно данным статистических исследований, большинство больных считают, что работники аптек более осведомлены в вопросах действия препарата, чем врачи. Если в ходе фармацевтического консультирования либо информирования будет налажен контакт с пациентом, это будет способствовать тому, что человек и в дальнейшем будет обращаться к специалистам, а не заниматься самолечением. Самолечение в большинстве случаев может стать причиной летального исхода.

Помимо информирования, которое идет по препаратам, назначаемым врачом, есть также консультирование, когда можно потребителю на основании симптомов и анамнеза предложить лекарственный препарат. В информацию о препарате стоит включить фармакотерапевтические эффекты, пациент должен понять, какую из его проблем препарат поможет разрешить. Нужно проинформировать по передозировке и ее коррекции, потому как большинство считают, что если препарат назначен три раза в сутки, то его надо принимать на завтрак, обед и ужин. Не учитывают пациенты тот факт, что промежутки между ними могут быть индивидуальными и разниться день ото дня, а это, в свою очередь, будет влиять на количество препарата и вызывать нежелательные явления, связанные с передозировкой.

Важна информация и о лекарственном взаимодействии (не только между лекарственными средствами, но и с пищей, алкоголем, являющимся метаболитом первого порядка). Не стоит забывать про грейпфрутовый сок, крепко заваренный чай, который в ряде случаев может свести действие препарата на нет. Если препарат выводится почками и при этом он дает характерное окрашивание мочи, нужно предупредить об этом пациента, чтобы это не стало для него неприятным сюрпризом, и он не прекратил терапию.

Важна также информация о схеме приема препарата (до, во время или после еды). Например, прием Аспаркама должен осуществляться после еды, потому что если его принять натощак, то в кислой среде препарат будет всасываться меньше. В случае отсутствия препарата аптечный работник предлагает на замену дженерик. Его лучше предложить пациенту в случае длительной терапии. Также нужно рассказать о надлежащих условиях хранения лекарственного препарата в домашних условиях. Инсулин должен храниться в холодильнике, но доза, которая будет использована в ближайшее время, может и не помещаться в холодильник в течение месяца.

Утилизация использованного лекарственного препарата: чтобы избежать отравления животных, которые могут найти остатки препарата в мусорном контейнере, и для предотвращения загрязнения окружающей среды, препарат следует либо смешать с кофейной гущей или чайной заваркой, либо отнести в специальные пункты сдачи в аптеках.

Аптечному работнику важно иметь представление о признаках заболевания, чтобы понять, стоит ли обратившемуся в аптеку человеку отправиться к врачу. Сотрудник не всегда может оказать помощь, в случае, например, с диареей лучше отправить пациента к врачу, а не пытаться продать ему какой–либо препарат, потому что если что–то произойдет с человеком, для фармацевта могут наступить серьезные последствия. Установить можно какие-либо причины отравления, если, например, человек побывал в тропической стране. Обсудить с пациентом возможности устранения проблемы (употребление жидкости, солевого раствора для недопущения обезвоживания, сухости во рту и судорог). Выбор препарата будет основываться на механизме его действия.

Если препарат, запрашиваемый потребителем, назначен врачом, значит он учитывает противопоказания, в рамках же фармацевтического консультирования имеет смысл узнать у пациента, нет ли у него сопутствующих заболеваний, чтобы их не усугубить.

Что касается антибиотиков: если препарат назначается три раза в день, нужно объяснить пациенту, что прием должен осуществляться каждые 8 час., что связано с необходимостью поддержания антимикробной концентрации препарата в крови. Большинство пациентов осведомлены о таком побочном эффекте при приеме антибиотиков, как диарея. В этом случае несложно будет допродать препарат, который ее корректирует, при этом важно объяснить, что диарея не сравнима с теми последствиями, которые могут быть, если больной пропустит прием препарата. К тому же существует шанс развития антибиотикорезистентности. Тогда терапия будет неэффективной и больному будут назначать препарат уже следующей линии. А эти препараты отличаются тем, что у них больше побочных действий и увеличивается период терапии.

Что еще важно сказать в случае с отпуском антибиотиков? Очень важно соблюдать назначенный врачом курс, потому что симптомы заболевания могут пройти на третьи сутки, но необходима полная эрадикация микроорганизмов, поэтому нужно пройти назначенный курс полностью (семидневный). Показателен пример некоторых европейских стран. Если пациент с простудным заболеванием обращается к врачу, ему выписывают два рецепта: первый включает в себя симптоматическую терапию, второй — антибиотики. И ему объясняют, что если применение симптоматической терапии в течение трех дней не дает никакого результата, то имеет смысл отоварить второй рецепт, содержащий антибиотик.

Когда пациенты спрашивают относительно побочных действий препарата, если ему назначены, например, статины, то говорить пациенту о возможности развития диабета не стоит, к тому же надо общаться на доступном пациенту языке и не пугать его. Фармацевту нужно обратить внимание на наиболее часто встречающиеся побочные эффекты: если у пациента возникает очень сильная жажда, то ему следует обратиться к врачу или для замены препарата, или для коррекции дозировки. Если появляется мышечная слабость, то это тоже повод обратиться к врачу. Но пугать побочными эффектами не следует. В случае со всеми препаратами стоит говорить, что при длительной терапии у человека происходит снижение давления, это тоже повод сходить к врачу.

Если будет правильным образом осуществляться фармацевтическое консультирование и информирование, аптечные работники будут повышать и уровень здоровья в целом, и повышать эффективность терапии, и поддерживать имидж врача. Стоит также рассказать, какой эффект от лечения ожидать и как скоро он может наступить, ведь одна таблетка ничего, как правило, не решает.

Шарафанович Анна
16.01.2018
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.
 
Аптечный Саммит
Что происходит на фармацевтическом рынке
Аптека 2018
Медфарм бизнес
Калининград
Правовые вопросы фармацевтической отрасли
 
 
 
 
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться