ПЕРЕД ФАРМРЕЕСТРОМ НУЖНО РЕШИТЬ ВСЕ СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ

Котлярова Анна
Ассистент курса фармации ФДПО Рязянского ГМУ

Дефицит кадров существует практически в любой аптечной организации. Причины его сложно назвать однозначно. Необходим глубокий анализ, в т.ч. и сопоставление количества специалистов с фармацевтическим образованием и количества рабочих мест. В настоящий момент не ведется серьезная статистика по обеспечению фармации кадрами.

По данным на 2017–2018 гг., наибольшее число вакансий открыто в Московской, Ленинградской обл. и в Краснодарском крае.

Уровень заработной платы варьируется в зависимости от региона, города/села и занимаемой должности. По данным Росстата в 2017 г., средняя заработная плата провизора/фармацевта составила 27,9 тыс. руб. Максимальная зарплата фармацевта в России зафиксирована в Чукотском и Ненецком АО — более 73 тыс. руб. в месяц.

На март 2018 г. уровень средней заработной платы составляет примерно 35 тыс. руб. Естественно, в крупных городах, таких как Москва и Санкт–Петербург, зарплата намного выше.

Повторюсь, на сегодня нет четкой статистики, которая отражает точное число людей, занимающихся фармацевтической деятельностью. Один провизор или фармацевт может формально работать не в одной, а в двух или нескольких аптеках.

Для того чтобы четко проследить, кто оказывает фармацевтическую помощь населению в российских аптечных организациях, необходимо создание реестра фармацевтических работников. Реестр позволит получить информацию о точном количестве специалистов с фармацевтическим образованием, проверять уровень профессиональной квалификации специалистов. Создание реестра приведет, с одной стороны, к повышению престижа профессии и наведению порядка в фармации (соответствие занимаемой должности и сертификата специалиста). А, с другой стороны, принесет фармации лишние трудности (необходимость четкого соответствия занимаемой должности и сертификата специалиста, сложность своевременного обновление информации в базе данных и т.д.). Кроме того, проверяющие органы получат возможность без очной проверки проследить соответствие требованиям нормативной документации.

Самое главное, на что хочется обратить внимание: перед тем, как создавать подобные системы, необходимо урегулировать все спорные вопросы, такие как расхождение в нормативной документации по вопросу соответствия специальностей и должностей, возможность реального выполнения для аптечных организаций всех предписанных требований.

При введении реестра фармацевтических работников появится возможность проанализировать:

  • потребность фармацевтического рынка в специалистах со средним и высшим образованием;
  • комплектованность фармацевтических организаций работниками со средним и высшим образованием;
  • фармацевтических работников, работающих в нескольких организациях (совместительство);
  • движение фармацевтических работников между организациями;
  • увольнение фармацевтического работника (по причинам увольнения);
  • обучение фармацевтических работников;
  • аккредитация фармацевтических работников.

Возможно, будут еще и другие функции, позволяющие проследить те или иные аспекты фармацевтической деятельности.

Примерно 70–80% персонала аптечной организации — это специалисты, имеющие фармацевтическое образование. Остальные 20–30% не имеют специализированного образования, но имеют право работать в аптечной организации. Работники без фармацевтического образования чаще всего занимают должности менеджера, консультанта, бухгалтера, специалиста отдела, экономиста, программиста и т.д.

Пункт 57 приказа Минздрава России от 31.08.16 №647н "Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения" позволяет работникам аптек, не имеющим фармацевтического образования, осуществлять розничную торговлю нелекарственными товарами аптечного ассортимента. Чаще всего эти функции выполняет консультант.

Если требования к работникам, занимающим специфические должности, — менеджеру, бухгалтеру, экономисту, программисту и т.д. — довольно просты: наличие диплома, подтверждающего специальное образование (а в некоторых случаях можно обойтись и без этой формальности), то о приеме на работу на должность консультанта в нормативных документах ранее существовало требование: "В отделах аптечных организаций с открытой формой выкладки товаров и реализующих товары, разрешенные к отпуску из аптечных организаций, допускается привлечение лиц со средним или средним медицинским образованием или высшим медицинским образованием в качестве консультантов".

Таким образом, на должность консультанта торгового зала может быть, например, принят работник с медицинским образованием. Требования к специальности не устанавливаются, в должностных инструкциях необходимо четко прописать трудовые функции и должностные обязанности таких работников.

Необходимо установить требования к образованию (желательно среднее медицинское или неполное высшее медицинское или фармацевтическое образование) и обязанность владения необходимой информацией для оказания услуг консультирования и информирования по имеющемуся ассортименту нелекарственных средств.

Студенты вузов также могут трудоустроиться в аптечную организацию. Так как согласно ч. 5 ст. 69 Федерального закона РФ №323–ФЗ лица, не завершившие освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, и лица с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Говоря о работниках аптеки без фармацевтического образования, нельзя не затронуть еще один вопрос: Минпромторг подготовил законопроект о торговле лекарственными средствами в супермаркетах, который сейчас активно обсуждается. Однако в России в настоящее время нет проблемы с доступностью лекарств. Кроме того, лекарственные средства должны хранить и отпускать лица, имеющие фармацевтическое образование, а не обычные продавцы. Разрешение продажи лекарств в супермаркетах приведет к:

  • ухудшению качества оказания фармацевтической помощи;
  • отсутствию фармацевтического консультирования по вопросам ответственного самолечения (фармацевтическое консультирование и информирование оказывается специалистами в аптечных организациях и прописано в профессиональном стандарте. Продавец в супермаркете не сможет в полной мере оказать данный вид услуги);
  • неконтролируемому отпуску определенных лекарственных препаратов;
  • возможным нарушениям требований нормативных документов по вопросам хранения лекарственных средств;
  • возможному росту цен на рецептурные лекарственные препараты, а также к закрытию аптек из–за снижения рентабельности.

Рынок фармацевтических товаров не нуждается в подобном законопроекте, т.к. при желании любой супермаркет может получить лицензию на фармацевтическую деятельность и открыть в магазине аптечный пункт, где будут заниматься отпуском лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента специалисты, имеющие фармацевтическое образование.

А получение торговыми сетями лицензии на фармацевтическую деятельность по "облегченной" схеме, ради которой и затевался данный законопроект, является несправедливым, в т.ч. по отношению к аптечным организациям.

В начале марта по поводу продажи лекарств в супермаркетах высказался президент Владимир Путин. Он также считает, что лекарства недопустимо хранить рядом с продуктами. Законопроект о продаже препаратов в торговых сетях не поддерживают и министр здравоохранения Вероника Скворцова, и депутаты Государственной Думы.

Алтайская Екатерина
20.04.2018
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.
Сочи
Аптека 2018
 
 
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться