ПОРА РАСШИРИТЬ ПРАВО ПАЦИЕНТА НА ЗАЩИТУ

Рыжаков Андрей
Председатель совета по медицинскому страхованию Всероссийского союза страховщиков

Можно с уверенностью сказать, что наша медицина справилась с ситуацией лучше, чем в других странах, особенно по показателю сохраненных жизней. Большинство экспертов и наблюдателей, в т.ч. иностранных, высоко оценивают способность российской медицины противостоять таким масштабным угрозам, как пандемия тяжелой респираторной инфекции.

Существующая система ОМС, усовершенствованная новыми финансовыми и организационными практиками (авансовые платежи, сокращение сроков подключения к системе ОМС и пр.), обеспечила медицинским учреждениям стабильность работы в критический период. Страховые представители активно участвовали в информировании граждан из групп риска о правилах режима самоизоляции. Помогали страдающим хроническими заболеваниями своевременно получать плановую терапию, что не всегда было просто в условиях перепрофилирования медучреждений.

Теперь перед отраслью стоит задача совершенствования возможностей обязательного медицинского страхования в части защиты прав пациента при его путешествиях по России.

Одним из ключевых элементов системы ОМС является возможность каждого застрахованного обратиться за помощью в страховую компанию при возникновении сложностей в получении медицинской помощи — для защиты собственного права на качественное и своевременное лечение. Человек может сам выбирать страховую компанию, которая будет помогать ему в трудной ситуации, отстаивать его права перед лечебным учреждением. Если застрахованный не доволен оказанной медпомощью или тем, как к нему отнеслись в больнице, он всегда может позвонить на горячую линию страховой компании. Там его проконсультируют, а при необходимости окажут воздействие на медицинскую организацию. Бесплатно. Как показывает многолетний опыт, вмешательство страхового представителя помогает быстро решить проблему.

Бывают ситуации, когда пациент обращается за медицинской помощью не в том регионе, где у него оформлен полис ОМС. Такое может случиться с каждым — на отдыхе или в командировке. Полис ОМС позволяет получить медицинскую помощь на всей территории России, как правило, сложностей с этим не возникает. При этом могут возникать спорные ситуации, когда пациент считает, что его права нарушены.

По действующим правилам больница, где проходит лечение пациент с полисом ОМС другого региона, предъявляет оплату его лечения не в страховую компанию, где он застрахован, а в местный территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС). Фонд оплачивает этот счет и затем предъявляет его в ТФОМС региона, где застрахован пациент. В спорной ситуации с больницей защитником пациента выступает ТФОМС, а не страховщик. Схема вполне рабочая, однако страховые компании располагают гораздо более мощной инфраструктурой, кадрами, а главное — заинтересованностью в отстаивании прав своего застрахованного.

Думаю, в этой ситуации очевидны пути улучшения. Необходимо «донастроить» систему ОМС, чтобы счета за оказанную в другом регионе помощь приходили именно страховщику, в каком бы регионе он ни находился. Это обеспечит возможность защиты прав пациента страховщиком в любой точке России. Страховое сообщество в настоящее время располагает для этого достаточными ресурсами и квалификацией, а современные информационные технологии позволяют пациенту из Калининграда без проблем связаться со своей страховой компанией, будь он в данный момент хоть на Камчатке.

Такая реформа позитивно скажется на качестве медицинской помощи, заботе о пациенте, приблизит нашу систему ОМС к классическим страховым принципам, а также повысит финансовую прозрачность отрасли, которая является одним из приоритетов государственной политики в области здравоохранения.

Напомню, что совершенствование системы защиты прав пациентов в рамках обязательного медицинского страхования является важным элементом разработанного правительством "Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения" в части развития российского здравоохранения.

Алтайская Екатерина
26.06.2020
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.


 
Beauty
Logic
 
 

Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться