Свежие статьи подрубрики прогноз:

 
   

ПРОГНОЗИРУЕТСЯ СРЕДНЕГОДОВОЙ РОСТ РЫНКА НА УРОВНЕ 8%

Кривошапко Алексей
Директор Prosperity Capital Management

Согласно аналитике в 2011 г. все доходы россиян выросли на 14%. Этот показатель складывается из 11%-го роста зарплат, 18%-го роста пенсий и снижения безработицы. Одной из основных особенностей, которая отличает российского потребителя от потребителей в других странах мира, является его консервативность, обусловленная, как это ни парадоксально звучит, относительно высоким благосостоянием. В России слой собственников составляет 93% от общего населения, и сформировался он в ходе приватизации 1990-х гг. Мало где в мире есть страны с таким большим числом лиц, владеющих собственностью.

По этой причине в общей структуре расходов российских граждан доля обязательных платежей, таких как плата за жилье (выплаты за аренду и ипотеку), образование, медицину, занимает незначительное место по сравнению с западными странами. Это приводит к тому, что из каждых 100 руб. дохода российский гражданин сберегает от 13 до 15 руб., то есть происходит рост потребительской активности примерно на 15%.

Рост сбережений граждан приводит к некоторым структурным сдвигам в потребительской корзине. Так, в ноябре – декабре 2010 г. были отмечены пиковые показатели роста товарооборота потребительских товаров, прежде всего продуктов, который вызвал, в свою очередь, значительный рост инфляции. Такая ситуация не могла продолжаться долго, и в 2011 г. продуктовые товары стали понемногу терять свою долю в потребительской корзине, а на первый план вышли предметы длительного пользования – автомобили, недвижимость и др. При этом рост сбережений продолжается.

Таким образом, на потребительском рынке в целом складывается благоприятная ситуация. В этих условиях важным фактором развития рынка становится развитие предложения. Однако, в конечном итоге, российский потребитель в своих тратах ограничен. Если сравнивать Москву и другие крупные города с регионами, то отчетливо видно, что в основной массе небольших городов потребитель испытывает сильную зависимость от уровня развития розничного рынка, которому просто не хватает торговых площадей. Общий метраж, который там предлагается людям для покупки, не сильно отличается от советских времен.

Есть два варианта развития событий: либо рынок пойдет по пути консолидации и крупные торговые сети быстро закрутят гайки, ограничив доступ производителей на рынок (по примеру того, что происходит сейчас на продуктовом рынке), либо мы пойдем по пути, когда производителю будет передаваться все больше и больше товарных ресурсов за счет конкуренции. Пока не понятно, какой из двух вариантов будет реализовываться на практике.

Если говорить об общих затратах на здравоохранение, то здесь необходимо отметить, что они возрастут вместе с ростом общего уровня потребления. Их объем составляет в среднем 4–5% от ВВП или 10 000 на душу населения. Однако существуют и экстремальные значения, например, в Америке, где создана высокая по стоимости система здравоохранения, и расходы на нее находятся на уровне 7–11% ВВП. Однако в США вложения в медицину складываются из затрат потребителя и страховых компаний, и если вычленить сумму затрат потребителя, то мы получим те же средние по миру показатели – 4–6% от ВВП. В России этот показатель в 2010 г. составил также 6%.

В области продажи лекарств в 2011 г. наблюдалось стабильное развитие рынка. Если смотреть на то, как продажи лекарств (с учетом маржи аптеки) функционировали последние 4 года, то видно, что в 2008 г. произошел сильный скачок и с тех пор показатели снижаются в общей доле от потребительских расходов. С этой точки зрения серьезных причин тому, почему потребитель, который в большой части своих потребностей закрыт по всем лекарственным группам, стал меньше тратить на лекарства, мы не имеем.

Есть проблемы. Во-первых, в силу развивающейся локализации производства, наблюдается достаточно серьезный дисбаланс в марже за прошедшие два года. По сути, маржа поменялась местами в системе «опт – розница – производитель»: производители приобрели, а опт и розница потеряли. Сложилась ситуация, при которой опт не может заработать достаточные для своего развития средства. Реформа зарплат привела к тому, что издержки в рознице также выросли. Все это создает известную долю неопределенности на рынке, но в целом на будущие годы прогнозируется среднегодовой рост рынка на уровне 8%.

Первые итоги 2011 года. Российский и мировой фармацевтический рынок

Денисова Мария
Ведущий менеджер по оперативным вопросам IMS-Health Россия

Основываясь на уже просчитанных и спрогнозированных показателях, можно утверждать, что глобальные тренды в развитии мирового фармрынка практически не изменились, на сегодняшний день глобальный рынок растет достаточно медленно, примерно на 3–6% в год. Такие показатели среднегодового прироста прогнозируются вплоть до 2015 г., когда рынок достигнет объема 1 трлн долл. При этом рынки устойчивые и развитые показывают на сегодняшний день одни из самых низких темпов. К ним относятся рынки США, 5 ведущих стран Европы, Япония и Канада. Быстрорастущие рынки являются наиболее перспективными с точки зрения вложения денег, но они не защищены от ценового давления. Несмотря на то, что эти рынки предоставляют лучшие возможности для бизнеса, крупные компании, которые работают на них, сталкиваются и столкнутся в будущем с изменением портфеля с оптимизацией ассортимента и со снижением клиентов.

За последние 7 лет доля США и 5 ведущих стран Европы в мировом фармрынке неуклонно снижается. Если в 2005 г. их доля составляла 41 и 19%, в 2010 г. – 36 и 17%, то к 2015 г. она составит 31 и 14% соответственно. Одновременно еще более повысится значимость быстрорастущих рынков, и они будут доминировать именно в росте.

Анализ показателей по стандартным упаковкам показывает, что доля быстрорастущих рынков к 2015 г. составит чуть более 50%. При этом ежегодный рост российского рынка при текущих 11% к 2015 г. и в последующие 5 лет составит около 7% в год.

Несмотря на наличие серьезных финансовых проблем в 2011 г., многие страны находили способы минимизации их негативного влияния на фармрынки. В частности, это такие очевидные меры, как реструктуризация бюджета, предпринятая в Японии и ряде европейских стран (Греция, Ирландия, Италия, Испания, Португалия); решение финансовых проблем в Еврозоне и создание в сентябре 2011 г. Европейского стабилизационного фонда; сокращение бюджетных расходов в США на 1,5 трлн долл. В Китае предприняты некоторые инфраструктурные изменения в области здравоохранения, связанные с растущим долгом на региональном уровне. Все это происходило на фоне общего снижения расходов населения на лекарственные препараты.

Как следствие всех этих реформ во многих странах наблюдается рост именно дженерикового сегмента, в особенности небрендированных дженериков, поскольку они дешевле. За период с 2005 по 2011 г. быстрорастущие рынки, особенно Китай, Бразилия и Индия, совершили большой скачок в рейтинге десятки стран с наиболее развитым рынком дженериков. Россия находится во второй десятке стран, показывающих наиболее высокие темпы его роста.

Один из важных факторов – развитие рынка биотехнологических препаратов. Несмотря на то, что этот сегмент имеет тенденцию к снижению темпов роста (текущий показатель – около 10%), ожидания компаний-производителей в данном сегменте в целом оправдываются. Ведущими странами на рынке биотехнологических препаратов остаются: США (около 50%), Германия (около 10%) и Франция.

Окончание сроков патентов на ведущие биотехнологические препараты в ближайшие 5 лет откроют новые возможности для производителей биоаналогов (биосимиляров). От того, насколько государства будут готовы предоставить их производителям особые условия для регистрации и выхода на рынок зависят перспективы роста данного сегмента рынка. Ожидается, что пиковым для рынка биоаналогов станут 2014–2015 гг.

По итогам 2011 г. российский фармрынок в целом показывал почти 11%-ный рост в стоимостном выражении и почти 3%-ный рост в упаковках, при этом основным драйвером рынка остается его коммерческий сегмент с ростом 14%. Инфляция в 2011 г. составила в целом по рынку 4,6%, что ниже показателей потребительского рынка, где инфляция была на уровне 8,4%. При этом разница между коммерческим и госпитальным сегментами была несколько иной, чем в прошлом году. В коммерческом сегменте инфляция составила 5%, а в госпитальном наблюдалось даже снижение цены, чего раньше не было.

Поскольку драйвером рынка является коммерческий сегмент, т.е. сегмент продаж за счет средств покупателей, то рассматриваем только розничный сегмент рынка. Основными факторами роста здесь явились структурные изменения, а именно сдвиг в сторону более дорогих препаратов, явившийся следствием оптимизации ассортимента в аптеках и введения государственного регулирования цен на ЖНВЛП, а также инфляция. Рост цен в 2011 г. стабилизировался на уровне 1–2% в квартал, а по итогам года составил 5,2%, при этом четко обозначилась граница между инфляцией на жизненно важные препарата и инфляцией на препараты, не вошедшие в данный перечень.

При сохранении общего для обеих групп 7%-ного роста потребления более дорогих препаратов инфляционная составляющая для обеих групп значительно отличается (8,2% для препаратов, где государство не регулирует цены, и лишь 0,5% – для ЖНВЛП). В результате оптимизации ассортимента с рынка постепенно уходят недорогие препараты, если они не обеспечиваются серьезной маркетинговой поддержкой компанией-производителем.

За последние 5 лет российский фармрынок показывал ежегодный рост 20% за счет резкого увеличения доступности лекарств для населения. Однако подобная ситуация, характерная для начала 2000-х гг., в будущем вряд ли повторится.

Если говорить о перспективах российского рынка, то он является одним из самых привлекательных на сегодняшний день, предоставляя широкие возможности для ведения бизнеса фармкомпаний. Однако и цена успеха на рынке также возрастает.

По прогнозам IMS-Health Россия, к 2015 г. темпы роста российского рынка составят примерно 12% в год. Основными драйверами роста будут: инфляция, восстановление экономики (успех экономических реформ), реформы, направленные на увеличение доступности к системе здравоохранения, а также внедрение системы полного медицинского страхования, включая лекарственное возмещение, в средне- и долгосрочной перспективе.

Государство продолжает реформировать систему здравоохранения в стране, однако эффекта от наиболее значимых из предпринимаемых действий ожидать не приходится, поскольку он почувствуется примерно через 2–3 года.

В качестве факторов, сдерживающих рост рынка, рассматриваются возможные неудачи в деле восстановления экономики, вмешательство со стороны государства в сегменты, где государству платит потребитель (госпитальный и бюджетный сегменты), а также общая нестабильность делового климата в стране.

По материалам конференции «Фармацевтический бизнес в России – 2012: эпоха перемен»

Пигарёва Елена
24.02.2012
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.

 
   
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться