Свежие статьи подрубрики фармпроизводство:

 
Баннер_РЕГЛЕК
BAD2911
 CFO_RussiaBAN
INOPharma2019
бфн_НФРейтинг
Бал_фармБАН

РАЗВИТИЕ ФАРМПРОМЫШЛЕННОСТИ: ПОТЕНЦИАЛ ИСТИННЫЙ И МНИМЫЙ

Ефимов Дмитрий Валерьевич
Генеральный директор ОАО "Нижфарм", вице-президент STADA по России и странам СНГ

ПОТЕНЦИАЛ

  • средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и которые возможно мобилизовать, привести в действие, использовать для достижения определенных целей, осуществления плана;
  • решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области (Большая советская энциклопедия).

схема0309

 

Платежи потребителей

Удельное потребление ГЛС, USD

США

672

Канада

435

Франция

427

Япония

427

Швейцария

373

Германия

352

Испания

322

Италия

253

Великобритания

250

Россия

67

По некоторым данным, может сложиться такая ситуация, что потребление в России как минимум сравняется с Восточно-Европейскими странами, а как максимум – в ближайшие 10 лет выйдет на уровень Великобритании. Но если посмотреть другие данные, получается несколько иная картина – средний российский потребитель платит за лекарственные препараты не многим меньше, чем, к примеру, гражданин Германии. Если соотнести средние доходы в Германии и России, картина становится еще более плачевной. Максимум, на что мы можем рассчитывать – это на рост рынка, который будет коррелировать с ростом благосостояния населения. И это не факт, так как потребление располагается не в сегменте работающих и наиболее обеспеченных людей, но потенциал, безусловно, есть, хотя он не связан с органическим ростом рынка.

Если говорить о российском производстве, существует мнение, что наш потребитель не любит отечественные препараты. Всегда говорится о том, что доля российского потребителя ничтожно мала и падает. Однако есть некоторые данные, которые заставляют задуматься, так ли это. Более глубокий анализ предпочтений показывает достаточно нейтральные (как минимум) результаты: около половины россиян совершенно адекватно воспринимают российские препараты.

Структура рынка в упаковках

Мнение российского потребителя о российских лекарственных препарата

Предпочитаю покупать

49%

Более безопасны

44%

Более эффективны

35%

Оптимальны по соотношению цена/качество

40%

Вызывают больше доверия

46%

Но российского рынка недостаточно для того, чтобы фармацевтическая промышленность начала развиваться быстрыми темпами.

 

Кол-во рынков

Кол-во продуктов

Российские компании

3, 5

173

Международные компании

62

144

Важно рассмотреть вопрос «Что мы можем заработать на этом рынке?». Речь идет о различных инновационных препаратах и стратегиях. Нужно искать новые возможности, рынки, расширять границы. Совокупный объем рынков «других стран» составляет около 125 млрд долл. США или около 10 размеров рынка РФ.

Потенциал внешней среды: выводы

√ Фатальных, непреодолимых ограничений для развития российской фармацевтической отрасли с точки зрения внешней рыночной среды не существует. Российский потребитель охотно воспринимает лекарственные средства российского производства, считая их, в целом, надежными, эффективными, заслуживающими доверия.

√ Значительный рост российского рынка возможен лишь за счет внедрения новых форм финансирования, в рамках которых возможно создание дополнительного «регулируемого» спроса на российскую продукцию.

√ Потенциал экспортных рынков плохо изучен российскими компаниями. Его развитие способно придать существенный дополнительный импульс в развитии отрасли.

Потенциал российских компаний: ассортимент

– Основу ассортимента значительной части российских производителей составляют морально устаревшие дженерики с историей, насчитывающей несколько десятков лет.

– Ассортимент выпускаемой продукции отечественных компаний существенно пересекается, что приводит к ценовой конкуренции (при неэффективности производства), к отсутствию внутренних финансовых источников для роста.

Пример: Из первой десятки наиболее продаваемых МНН российского производства, 7 – производятся более чем 5 компаниями, а 2 МНН – более чем 50.

– Отсутствие возможностей для развития продуктового портфеля значительно ограничивает диапазон рыночных стратегий, фактически сводя его к одной (наименее перспективной) – ценовой войне.

Потенциал российских компаний: качество

– Сравнительно низкое качество производства, обусловленное отсутствием/недостаточностью инвестиций в развитие мощностей и обучение персонала. – Эффективность и безопасность ЛС играет большую роль в системе ценностей потребителя.

– Низкий уровень качества производства не позволяет реагировать на эту тенденцию, а также значительно ограничивает реализацию экспортных стратегий.

Потенциал российских компаний: экономика

– Российское производство представлено в основной массе предприятиями, выполняющими последние две-три фазы технологического цикла.

– Производство активных фармацевтических субстанций не развито. Также отсутствует адекватное предложение отечественного фармацевтического оборудования.

– У большинства российских производителей отсутствует иная возможность удерживать конкурентные цены на дженериковый ассортимент, кроме как в ущерб качеству выпускаемой продукции.

Российские производители не имеют никакого ощутимого экономического преимущества перед конкурентами из Китая и Индии. В самой ближайшей перспективе данный факт серьезно скажется на позиции российских компаний не только на экспортных рынках, но и на рынке РФ.

Заключительные выводы

– Потенциал отрасли реализуется ТОЛЬКО через использование возможностей, предоставляемых внешней средой.

– У нас нет никаких естественных или исторически сложившихся преимуществ.

– Текущее состояние отрасли требует немедленного вмешательства (поддержки!) государства:

«Индийский путь»?

Стимулирование полного цикла производства?

Преференции при госзакупках?

GMP как естественный фильтр?

По материалам форума "Бизнес в эпоху перемен"

Савченко Елена
23.03.2009
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.

 
Баннер_РЕГЛЕК
BAD2911
 CFO_RussiaBAN
INOPharma2019
бфн_НФРейтинг
Бал_фармБАН
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться