Свежие статьи подрубрики государственное регулирование:
 
АС0219
ФБР0219
 
 
 
 
 
 

СИСТЕМА ТРЕБУЕТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ (Ч. 2)

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ ГК "РОСТЕХ"

Статус этих работ разъясняет генеральный директор ООО "НЦЭМ" (ГК "Ростех") Виктор Серебряков. Система начнет функционировать в полном объеме с 1 января 2019 г., когда референтные цены будут обязательны к использованию при расчете МНЦК. До этого, с 1 апреля до конца 2017 г. она находилась в опытной эксплуатации. С начала нынешнего года ИАС функционирует в промышленном режиме, и все собранные в ней аналитические данные поступают в Минздрав России, Администрацию Президента РФ, Росздравнадзор и ФАС.

Понятно, что цель разработки подобного рода систем — оптимизация расходования бюджетных средств. ЛП покупаются в разных количествах, в разных местах, поэтому возможны завышения цен. Где–то они объективные, связанные с транспортной доступностью, с объемами, а где–то имеют иную природу. Поэтому появление ИАС ведет к прозрачности сбора данных и снижению цен.

У системы три глобальные функции:

  • формирование справочника-классификатора лекарственных препаратов — ЕСКЛП;
  • расчет референтных цен;
  • аналитика и отчеты.

В настоящее время решаются следующие актуальные вопросы:

  • повышение качества данных в системах — источниках данных ГРЛС, ГРПОЦ путем приведения к единообразному значению единиц их измерения, формирование товарных позиций;
  • формирование в ГРЛС сведений о взаимозаменяемости лекарственных форм и дозировок препаратов с целью дальнейшего использования при планировании и осуществлении закупок;
  • совершенствование нормативно–правовой базы.

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ ФАС РОССИИ

Вопросы обеспечения конкуренции при закупках лекарственных препаратов для государственных и муниципальных нужд поднимает заместитель начальника Управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы России Надежда Шаравская.

По данным ведомства, наиболее распространенными злоупотреблениями при проведении закупок лекарственных средств являются:

  • закупка по торговым наименованиям, что приводит к ограничению конкуренции;
  • объединение в один лот большого количества разных лекарственных препаратов (укрупнение лотов);
  • объединение в один лот лекарственных препаратов, имеющих аналоги, с монопольными ЛП;
  • объединение в один лот лекарственных препаратов с наркотическими, психотропными или радиофармацевтическими препаратами, на которые требуется дополнительная лицензия;
  • закупка лекарственных препаратов совместно с медицинскими изделиями и другими товарами.

В связи с эти внесены соответствующие поправки в законодательство о закупках. Эти меры позволили устранить целый ряд проблем. Однако отсутствие единых правил описания лекарственных препаратов оставило возможность заказчикам устанавливать излишние описательные характеристики состава и форм, которые не влияют на терапевтический эффект, но позволяют закупать их у конкретных производителей.

В связи с указанными фактами ФАС, рассматривая отдельные жалобы и привлекая недобросовестных заказчиков к ответственности, в целом нацелена на то, чтобы обобщать правоприменительную практику и максимально широко доводить свою позицию до всех участников рынка и территориальных управлений, осуществляющих контроль закупок. При этом наиболее эффективной мерой преодоления проблем является разработка поправок в ныне действующее законодательство.

Огромным шагом вперед в ведомстве считают постановление Правительства от 15.11.17 №1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В этом документе, разработанном вместе с Минздравом России, сконцентрирован многолетний опыт закупок лекарственных препаратов. Теперь государственный заказчик не имеет права закупать препарат и при этом манипулировать терапевтически незначимыми характеристиками, указывающими на конкретного производителя.

Тем не менее и сегодня на повестке дня стоят актуальные темы, в числе которых:

  • применяемые в субъектах РФ схемы выведения бюджетных средств из-под требований Федерального закона №44-ФЗ;
  • проблема применения правила "третий лишний";
  • заключение контрактов с единственными поставщиками;
  • заключение специальных инвестиционных контрактов (СПИК);
  • риски внедрения ИАС.

Позиция ФАС в этой сфере сформирована давно и вряд ли будет пересматриваться. Госзакупки должны быть эффективными, предусматривающими конкуренцию на торгах и максимальную экономию бюджетных средств. Поэтому для системного исполнения Федеральной антимонопольной службой в рамках дорожной карты по развитию конкуренции разработан проект постановления правительства, в котором предусматривается установление запрета на объединение в один лот услуг по поставке, хранению и отпуску лекарственных препаратов. Проект постановления "О требованиях к формированию лотов при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" уже согласован с ведомствами и направлен на рассмотрение в правительство РФ.

Есть у ФАС и предложения по изменению порядка применения правила "третий лишний". В нынешней трактовке его применение может приводить к повышению бюджетных расходов на закупку отдельных видов лекарственных препаратов, т.к. конкуренция ограничена. Целесообразнее предусмотреть, что отклонение заявок, содержащих предложение о поставке иностранных лекарственных препаратов, не будет осуществляться в случае, если по результатам проведения закупки достигнуто большое снижение цены (25% и более).

Другая проблема — трудности с определением страны происхождения товара. Имеются случаи, когда информация о наименовании производителя лекарственных препаратов, указанная в регистрационном удостоверении, совпадает с сертификатом формы СТ–1. Или когда в СТ–1 указана вообще недостоверная информация.

Кроме того, в последнее время распространилась практика определения единственных поставщиков лекарственных препаратов, которые имеют аналог. Это монополизирует рынки таких лекарственных препаратов и не способствует снижению цен. Закупка у единственного поставщика должна носить исключительный характер и осуществляться только в отсутствие конкурентного рынка либо невозможности осуществления конкурентных способов поставки для удовлетворения нужд заказчика.

Подобные случаи, приводящие к устранению конкуренции и завышению цен, регистрируются и при заключении СПИК. Решение этой проблемы в том, чтобы заключать СПИК только в отношении монопольных лекарственных препаратов, причем срок действия СПИК не должен превышать срок действия патента.

Предложения ФАС России по совершенствованию закупок лекарственных препаратов вошли в План мероприятий ("Дорожная карта") "Развитие конкуренции в здравоохранении", утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12.01.18 №9–р. Их реализация позволит эффективнее расходовать бюджетные средства.

Что касается ИАС, в ведомстве считают, что создание такой системы — огромный шаг вперед, прежде всего, обеспечивающий автоматизацию всей аналитики закупкок лекарственных препаратов. Большие надежды возлагаются на систему и в части контроля. В то же время остаются недоработки и риски, которые являются существенными и могут перечеркнуть позитивный эффект от совершенствования законодательства закупок лекарственных препаратов.

В этой связи ФАС России предлагает обобщить информацию в части эквивалентности лекарственных форм и дозировок, которая была установлена в ходе регистрации соответствующих воспроизведенных лекарственных препаратов. ФАС России совместно с Федеральным казначейством разработали формат обобщения такой информации и направили в Минздрав России.

Подготовлено по материалам секции в рамках XX Всероссийской конференции "ФармМедОбращение 2018"

Елена Яковлева
15.11.2018
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.
 
АС0219
ФБР0219
 
 
 
 
 
 
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться