Свежие статьи подрубрики кадры:

 
Бал_фармБАН
бфн_НФРейтинг
   
   

СОВРЕМЕННАЯ ФАРМАЦИЯ: КЕМ БЫТЬ?

Фармацевтическое направление объединяет как представителей розницы — фармацевтов и провизоров, продавцов–консультантов, так и химиков–технологов фармпроизводств, сотрудников фармкомпаний, представителей дистрибуторского звена, фармакологов в ЛПУ. Каждый из них — составляющая единого целого.

----
Слово apotheca греческого происхождения, в переводе — специализированный общий магазин или склад. С течением времени смысловая нагрузка изменилась, и сегодня во всех языках это слово обозначает аптечное учреждение.
----

ОТГОЛОСКИ СТАРИНЫ

История врачевания на Руси прошла период первобытной эпохи, результатом которого стали национальные традиции и огромный эмпирический опыт народной медицины. Первых врачей называли знахарями, ведунами, кудесниками, волхвами.

Во времена Владимира Мономаха появились привозные лекарства — "зелья", которые доставляли из Александрии.

Со второй половины XV в. из Западной Европы в Московское государство стали приезжать врачи, лечившие знать. Они привозили с собой запасы лекарств, организовывали закупки лечебных средств и лекарственного сырья на европейских рынках.

В XVI в. в Москву прибыли из Европы первые профессионалы из числа аптекарей.

Однако аптеки, подобные западным, стали появляться у московитов только в XVI в. (прежде всего, при царском дворе). Аптекари из Западной Европы попадали в Московское государство в числе сопровождающих врачей, приглашаемых к царскому двору. В 1581 г. в Москве была основана первая аптека европейского образца аптекарем Джоном Френшамом (Френчем).

К этому времени при царском дворе аптекарская деятельность сводилась либо к приготовлению лекарств самими приезжими лекарями, либо аптекари готовили яды по заказам Ивана Грозного.

Торговля аптекарскими товарами настолько разрослась в начале XVII в., что были основаны специальные аптекарские склады. В аптеке перерабатывали сырье и готовили лекарства. Этим занимался большой штат аптекарей и "алхимистов", а также "дистилляторов" и аптекарских учеников. Фармацевтика в этот период переплеталась с ремесленничеством, поскольку множество известных фармацевтических "технологий" по изготовлению различных лекарственных форм пересекалось с рецептами приготовления материалов для строительных работ и т.д.

Аппаратурное оснащение первых аптек в России не уступало западным: при них имелись поварни с приборами и инструментами, большие перегонные кубы, печи и мощные прессы для проведения всех видов химических работ.

Увеличение числа аптек в Москве потребовало создания аптекарских садов и огородов. Первый был на Москве–реке под Кремлевской стеной. Второй — на Мясницкой улице (у ворот). Третий — заложен в Немецкой слободе.

20 марта 1672 г. в Москве появилась первая публичная российская аптека.

А аптечная реформа, начавшаяся при Петре Первом, закрепила европейский тип и европейские нормы аптечной деятельности.

В 1784 г. был издан указ, разрешающий учреждать в Москве новые аптеки, что сопровождалось увеличением сообщества фармацевтов.

И вот в XIX столетии сложилось классическое понимание профессии фармацевта, сохранившееся до наших дней.

ФАРМАЦЕВТ — ЗВУЧИТ ГОРДО

Рост числа аптек сделал профессию фармацевта очень востребованной. Однако не все понимают ее особенности. Говоря простым языком, фармацевты работают в аптеках и продают лекарственные средства и препараты. На самом деле специалисты первого стола ведут отпуск лекарственных средств, в его задачи входит не просто продажа, он должен досконально знать химический состав лекарств, способы их применения, хранения, противопоказания и т.д. Ведь любая ошибка первостольника может привести к весьма непредсказуемым результатам.

Следует учитывать, что в обязанности фармацевта согласно НАП входит обязательное консультирование посетителей. Последние задают все больше вопросов, особенно если нет желания или времени идти к врачу. В том случае, когда тот или иной препарат отсутствует в аптеке или стоит слишком дорого, в задачи фармацевта входит подсказать его аналог, а это требует ответственного подхода и хороших знаний.

В основные обязанности фармацевта в аптеке входит:

  • заказ и продажа лекарственных и медицинских препаратов;
  • выкладка товара и поддержание порядка в аптеке;
  • консультирование клиентов;
  • соблюдение стандартов обслуживания;
  • контроль срока годности медикаментов.

Имея профильное образование в должности фармацевта человек может работать также на оптовых складах; в лабораториях и научно-исследовательских институтах, в фармацевтических компаниях.

В фармацевтических компаниях фармацевты могут заниматься коммерческими вопросами (продвижением товаров на рынке).

Главные требования к фармацевту можно свести к следующему:

  • фармацевтическое образование;
  • опыт работы; наличие действующего сертификата; умение работать на ПК и кассовом аппарате; коммуникабельность и доброжелательность.

Для работы фармацевтом необходимо получить профильное образование (среднеспециальное), а затем устроиться работать по специальности (чаще всего в ОГФ), но карьеру сделать сложно. Гораздо больше шансов в исследовательских и производственных учреждениях, но их значительно меньше, чем аптек. Конечно, если хочешь делать карьеру в рознице фармрынка — стать заведующей аптекой, руководителем аптечной сети — обязан пройти путь обучения в вузе.

КАК СТАТЬ ПРОВИЗОРОМ?

Эту специальность можно получить по окончании высшего учебного заведения (фармацевтического факультета медицинского университета/института).

Провизор может как и фармацевт вести отпуск за первым столом (как правило, это отделы рецептурного отпуска и рецептурно-производственные), но может и сделать карьеру в аптечной рознице, а именно стать провизором-технологом, старшим провизором, получить назначение в уполномоченные по качеству, заместители заведующего и заведующего.

На фармпроизводствах провизоры-технологи специалисты тоже востребованы и, как правило, работают технологами производства (несут ответственность за процесс создания препаратов и участвуют в разработках новых лекарств).

МолодойФармацевт

МЕДИЦИНСКИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ

Медицинские представители являются членами команды, занимающейся продвижением продукции (лекарственного препарата/бренда) фармацевтической компании. Этот специалист находится в постоянных разъездах, а его главная отличительная особенность — умение вести беседу с врачами ЛПУ, специалистами аптек, используя профессиональный медицинский язык. В эту профессию попадают как с высшим, так и со средним фармацевтическим образованием. 

Медпред2

МЕЖДУ МЕДИЦИНОЙ И ФАРМОЙ

Профессия фармаколога — единственная, пересекающаяся с медициной и фармакологией. Стать фармакологом можно, выбрав один из двух путей: окончить вуз по направлению "Фармация" или получить высшее образование по направлению "Лечебное дело". Для более доступного определения: фармаколог — это врач, который занимается разработкой лекарственных препаратов, проводит их клинические испытания, а на основе полученных наблюдений составляет рекомендации по применению лекарств для других практикующих врачей. Его трудовая деятельность проходит в больницах и научно–исследовательских институтах.

ПРИГОВОР ДЛЯ ФАРМАЦЕВТА

Посетители аптек привыкли видеть за первым столом аптек сдержанных, корректных, мобильных служащих и порой не догадываются, какие существуют правила в этой отрасли.

Апт_Производство

  • Отпуск лекарственных средств в аптеках обязывает персонал соблюдать правила личной гигиены, в т.ч. носить спецодежду. Особая инструкция разъясняет, что спецодеждой для фармацевта являются халат и шапочка.

В то же время современные законы не диктуют строгих правил по отношению к спецодежде сотрудников аптек. Гораздо хуже, если в ходе проверки будет обнаружено, что сотрудники не носят форму в рабочее время. Это грозит разными штрафами, вплоть до приостановления деятельности аптеки на срок до 3 месяцев.

  • Персонал асептического блока должен иметь специальный комплект санитарной технологической одежды: халат или брючный костюм, или комбинезон.
  • Аптечный инструктаж гласит, что в униформе нельзя выходить за пределы аптеки (или асептического блока, если сотрудник занимается приготовлением лекарств) или ходить в туалет. Также в карманах спецодежды запрещено носить предметы личного пользования, кроме крайне необходимых.
  • Правила асептического блока сравнимы со строгим режимом. Для производственников введено табу на длинные ногти, использование лака, косметики и аэрозольных дезодорантов; ношение ювелирных украшений и часов. Кроме того, в асептический блок запрещено брать любые личные вещи.
  • Условия работы первостольников ОГФ значительно легче.

Как правило, не приветствуется яркий макияж, маникюр и обилие украшений, а цвет одежды ограничен мягкими, располагающими к общению тонами. Причина проста: чтобы вызывать доверие у посетителей, психологи рекомендуют делать ставку на умеренность и опрятность.

АПТЕЧНАЯ УНИФОРМА

Женщина в белом халате — классический образ, сложившийся в советское время, актуален и сегодня.

Однако в наши дни специальной одежде фармацевтов не чужды модные тенденции, которые регламентируются несколькими нормативными стандартами.

Форма_Фармацевт

  • Некоторые аптеки выбрали классическую медодежду в белых тонах (предпочтительно костюмы).

Если халаты, то для женщин обязательны чулки или колготы. Обувь должна быть удобной, не мешающей работе и без каблука. Шапочки за первым столом носить необязательно, но волосы должны быть собраны, либо аккуратно уложены; распущенные длинные волосы запрещены. Макияж, маникюр, педикюр разрешены в тех случаях, когда он неяркий и приближен к естественному.

Украшения нежелательны, также не приветствуются пирсинг и татуировки.

  • В других аптечных учреждениях придерживаются делового стиля: красивый, опрятный халат, бейджик, брюки в тон халата, сменная обувь, аккуратная прическа (собранные волосы, челка не должна закрывать глаза), ухоженные руки и ногти.

Макияж, маникюр и педикюр должны подчеркивать естественную красоту кожи и ногтей.

  • Выделиться можно более стильной формой одежды (разноцветный верх и низ). В аптечных сетях, например, присутствует свой стиль в одежде в узнаваемой цветовой гамме.
  • Производители медицинской одежды обязательно учитывают, чтобы униформа соответствовала определенным стандартам, поскольку в ней сотрудник проводит весь рабочий день.

Во–первых, ткань должна быть гигроскопичной для более комфортных ощущений. Во–вторых, износостойкой, т.к. такая одежда часто подвергается стирке. И третье требование — внешний вид фармацевта, поэтому ткань должна хорошо держать форму и быть малосминаемой.

  • Если брать во внимание эстетический фактор, то важно пользоваться здравым смыслом, подбирая фасон и цветовую гамму с учетом возраста и статуса сотрудника.
  • При выборе одежды для персонала аптеки следует брать во внимание психологический момент: униформа должна также создавать благоприятный имидж учреждения в глазах посетителя.

ЧТО НОВОГО В ОБУЧЕНИИ

В связи со строительством большого количества фармакологических предприятий резко вырос спрос на новые высококвалифицированные рабочие места на производстве, а также ученых для исследовательских лабораторий по разработке сложных биологических препаратов. Отечественное медицинское образование имеет хорошую основу для подготовки фармацевтов, однако наблюдается нехватка компетентных кадров.

На современном рынке появилось много биотехнологических препаратов. С учетом этого произошли изменения в образовательных программах по фармацевтике (моноклональные антитела, пептиды, сигнальная система).

Новые программы обучения включают генетику, молекулярную биологию, изучение вопросов контроля качества и фармацевтического анализа биопрепаратов, вакцин–сывороток, иммунобиологических препаратов. А также курсы по медицинской физике, информатике, статистике.

Предполагают образовательные программы сотрудничество вузов и предприятий, единые стандарты образования, т.к. сейчас отечественной фарме требуются специалисты международного класса для выпуска инновационных препаратов.

НИ ШАГУ НА МЕСТЕ!

Как показывает статистика, основная масса выпускников, получивших фармацевтическое образование, устраиваются в аптеки — необходим определенный опыт работы, постоянное совершенствование.

Сегодня дополнительное образование представлено семинарами и курсами как для сотрудников первого столда, так и для руководящего звена аптек и аптечных сетей.

Можно выбрать любой формат семинара: открытый, корпоративный, индивидуальный, консалтинг.

В цели подобных тренингов входят: увеличение продаж, улучшение качества обслуживания клиентов в аптеке, внедрение корпоративных стандартов в работе с клиентами.

Из поставленных задач можно выделить: получение знаний по технологиям продаж в аптеках; расширение клиентуры, создание базы постоянных клиентов и привлечение новых; повышение профессиональной компетентности сотрудников при работе с клиентами в стрессовых и конфликтных ситуациях; формирование и продвижение корпоративных норм сервисной работы с клиентами; увеличение объема продаж.

Особое внимание в ходе тренингов уделяется психологии продаж в аптеке и особой форме эффективной консультативной продажи.

В процессе обучения сотрудники аптек знакомятся с:

  • активной позицией в продажах;
  • умением строить доверительные отношения с клиентом на каждом из этапов продажи;
  • распознаванием и навыками эффективного общения с различными типами клиентов;
  • определением потребностей покупателя; убеждением; обработкой возражения, мотивировкой к совершению покупки; с повышением уверенности в своих профессиональных способностях и др.

Практически во всех программах–тренингах для фармацевтов уделяется большое внимание психологии покупателя.

  • Ожидания и требования клиента к системе обслуживания в аптеке.
  • Потребности клиентов в качестве, гарантиях, надежности, в поддержке и во внимании.

Таким образом, фармацевт должен уметь подстраиваться к клиенту. Демонстрируя продукцию, использовать витрины, каталоги, стенды и рекламные материалы, а также предлагать альтернативные варианты.

Также в обязанности специалиста входит умение вести продуктивный диалог о желаниях и потребностях покупателя, и в ходе сбора информации помочь сделать правильный выбор.

  • Еще один обязательный аспект, входящий в программу любого тренинга, — способность разрешения конфликтных ситуаций и перевод конфликта в переговоры.
  • В ходе работы с покупателем нельзя забывать о таких возможностях, как:

- заказ отсутствующего препарата со склада;
- доставка на дом;
- напоминание о приятных скидках, акциях, бонусной программе и т.д.

И в заключение — роль современной аптеки сводится к тому, чтобы человек не просто приобрел необходимое лекарство, но и был уверен в его эффективности, в возможности исцеления болезни.

Софья Милованова
20.11.2019
Фармрынок // Кадры
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.

 
Бал_фармБАН
бфн_НФРейтинг
   
   
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться