Свежие статьи подрубрики аптеки мира:
 
Аптечный Саммит
Что происходит на фармацевтическом рынке
Аптека 2018
Медфарм бизнес
Калининград
Правовые вопросы фармацевтической отрасли
 
 
 
 

В ИТАЛИИ СЕМЕЙНЫЙ АПТЕЧНЫЙ БИЗНЕС

В офисе компании «АО Замбон С.п.А.» в Брессо (г. Милан) совместно с российской компанией ООО «Замбон Фарма» была проведена конференция «Итальянская аптека. Юридические и финансовые аспекты работы, прибыльность, управление рекламой в точках продаж, взаимоотношения с клиентами». Менеджер по дистрибуции итальянской компании г-н Тициано Рива рассказало том, что розничный сегмент в Италии представлен официальной картой аптек – их всего в стране 18 000 (на 1 аптеку приходится примерно 3500 жителей). Отпуск рецептурных препаратов ведется в соответствии с действующим законодательством, 72% рецептов оплачивается государством, за 17% рецептов компенсация стоимости осуществляется частично и за 11% выписанных рецептов пациент платит сам. По опросам 91% итальянцев удовлетворены обслуживанием в аптеке и 70–80% респондентов следуют советам работников аптеки.

Далее перед руководителями российских аптек выступил их коллега, д-р Паоло Джовани Винтани, владелец семейного аптечного бизнеса в Милане в 13-м поколении, секретарь Ассоциации частных аптек Federfarma провинции Милан. Он познакомил со своей аптекой, прибегнув к помощи слайдов, обозначив ключевые моменты и принципы построения работы, которые, по мнению присутствующих, аналогичны тому, как организована деятельность российской аптеки. В то же время есть много отличий, например, для получения разрешения на открытие новой аптеки в Италии государство объявляет конкурс. Приоритет при рассмотрении будет отдан муниципальному проекту, затем частному, при этом будет взято на заметку расстояние между ближайшими аптеками. Оно должно быть не менее 200 м. Закон, регулирующий эти моменты, был принят в 2003 г. Правда, летом аптеки могут открывать филиалы на побережье, где в сезон отпусков значительно увеличивается численность населения, и в тех портовых городах, куда прибывают круизные и торговые суда.

У аптек есть функция оказания ряда услуг населению: измерение артериального давления, забор анализа крови и других анализов. Аптека имеет связь с санитарной службой и таким образом является субъектом здравоохранения, участвует в компании по профилактике заболеваемости, особенно среди населения старше 50 лет, осуществляя скрининг-исследования. Так, проводя выборочный контроль показателей состояния здоровья населения, аптечными работниками за год выявляется в среднем 600 случаев онкологии. Учитывая, что один день пребывания пациента в лечебном учреждении стоит одну тысячу евро, очевидно, что аптека помогает экономить средства из бюджета, выделяемого Италией на здравоохранение. Сегодня в такой аптеке, как у д-ра Винтани, продается широкий ассортимент лекарственных препаратов, в т.ч. все виды экстемпоральных ЛС, а также гомеопатия, диабетические продукты, продукты, не содержащие глютен, и многие другие сопутствующие товары. Фармацевт обязан в первую очередь проинформировать пациента о наличии самого дешевого синонимичного препарата в аптеке.

Фармспециалисты Италии проходят повышение квалификации каждые 10 лет. Они являются связующим звеном между пациентом и врачом, системами здравоохранения и образования. Определенную сложность для рекомендаций, выдаваемых фармацевтами, вызывают иммигранты (10% населения страны), представители других рас, отличающихся нозологией заболеваний.

«Все меньше в аптеках Италии гомеопатии, ее убили в пользу коммерции, все больше рекламы. Я убрал из своей аптеки всю рекламу, заменив ее мудрыми и позитивными высказываниями великих людей. Ведь основная цель – здоровье», – завершил выступление д-р Винтани.

Вопросы от представителей аптек ААУ «СоюзФармы» (далее ААУ)

ААУ: Есть ли в Италии агрессивная реклама?

Д-р Винтани: «Особой агрессии в рекламе у нас в стране нет, так как она контролируется государством. Более активно на рынке ведут себя аптеки дистрибуции, но это наша реальность. Я владею журналом и, например, если возникает необходимость, высказываю свою точку зрения в статьях на страницах этого издания».

Д-р Морцани, владелец аптеки (г. Бергамо): «Для выживания мы должны постоянно объяснять политикам, что лекарства – это не товар».

Г-н Тициано Рива (АО «Замбон С.п.А.»: «В аптеках Италии не может быть рекламы без разрешения Министерства здравоохранения».

ААУ: Есть ли скидки в ваших аптеках?

Д-р Винтани: «Глупо говорить о скидке на лекарство, когда в Италии есть «йогуртотерапия», 10 видов продуктов которой, например, против холестерина, ну и т.д. Это плохо, на мой взгляд».

ААУ: Кто и как часто проверяет аптеки Италии?

Д-р Винтани: «Аптеку проверяют коллеги-врачи 1 раз в 2 года по плану и экстренно, если что-то случается. Во время проверки анализируются: хранение, лабораторные показатели, рецепты. Второстепенные проверки проводят налоговые органы, военные органы в отношении наркотиков, лесная полиция в отношении растений, занесенных в Красную книгу».

ААУ: Есть ли фальсификаты лекарственных препаратов?

Д-р Винтани: «В этом отношении все прозрачно, у фальсификата нет возможности попасть в аптеку».

ААУ: Как фармацевт может произвести замену препарата, и как происходит взаимодействие с врачом?

Д-р Винтани: «Фармацевт выдает пациенту то, что выписано в рецепте, но если обращение происходит в ночное время, а выписанного лекарства нет в наличии в аптеке, то можно заменить его подобным препаратом. Сначала в таком случае обязательно надо предложить самый дешевый препарат. Государство следит за соблюдением этого закона, в случае несоблюдения – штраф 500 евро».

Г-н Тициано Рива (АО «Замбон С.п.А.»): «Закон в Италии в этом отношении очень прост: если есть патентованный препарат, то он защищен, если есть дженерик, то фармацевт должен предложить самый дешевый. Если пациент говорит: «Нет, спасибо», – то дальше – на усмотрение больного».

ААУ: Как государство регулирует цены?

Д-р Винтани: «Есть фиксированные цены на жизненно важные препараты. Например, если аспирин стоит 3 евро, то он так стоит везде, причем я не могу использовать на него скидку. Это относится к препаратам, подлежащим лекстрахованию. На остальной ассортимент лекарственных средств цены регулирует рынок, и чем выше цена, тем ниже торговая наценка аптеки. Средняя наценка – 26%. С этого месяца цены на нестраховые препараты в аптеках разные. В аптечном деле Италии сегодня не все стабильно, как кажется на первый взгляд. Президент Ассоциации частных аптек Federfarma (ее Миланского отделения) д-р Ракка сегодня встречается в Риме с заместителем министра экономики Италии, где будет вести переговоры в интересах частных аптек».

Реентова Татьяна (региональный менеджер ЮФО ООО «Замбон Фарма»:Какие бизнес-коммуникации с медпредами есть у фармацевтов?

Д-р Винтани:«По закону мы не имеем права взаимодействовать с врачами, но в аптеке можем использовать рекламные ролики, рекламно-информационные материалы и пр.».

Президент компании АО «Замбон С.п.А.», владелица семейного бизнеса г-жа Елена Замбон очень тепло поприветствовала российскую делегацию и сказала, что коллеги в Италии и в России очень одинаковые и очень разные одновременно. «У компании 106-летняя история, которая началась еще в далеком 1906 году благодаря ее основателю – итальянскому фармацевту Гаэтано Замбону. Никакое дерево не может жить без корней. Никто не может жить, не зная своего племени, не зная традиций. Без этого мы не сможем знать, куда идти дальше, и то же самое относится к предприятию. История фармации была трудной, поэтому сейчас нам легко. Всегда было желание восстанавливаться, строить и использовать то положительное, что есть в разных странах».

Конференция проходила на территории музея компании, интересная экскурсия по которому была предложена гостям из России. Это музей, где собрана и бережно хранится история компании, первые документы, оборудование, лекарства, книги, а также кабинет основателя компании – д-ра Гаэтано Замбона, прошедшего Первую мировую войну в качестве медика. Сохранились его книги по немецкой химии 1870 года, издания и свод действующих законов начала века.

«Этот музей – не просто музей памяти, это музей труда и усилий наших предков. Наш музей открыт всегда, так же как и мы открыты для общения и готовы принимать опыт всех стран. В цифровую эпоху нужно использовать человеческие связи для выбора правильных проектов на будущее. Мы выжили в течение 106 лет, так как инвестировали в два сектора: «фарму» (на 2012–2016 гг. – 90 млн евро) и «химическую промышленность» (2012–2014 гг. – 28 млн евро)», – отметила г-жа Замбон.

«2 млн евро расходуется ежегодно на поиски нашими сотрудниками инноваций по всему миру», – добавила г-жа Замбон. «Сегодня мы работаем над запуском нового проекта в Виченце, где помимо завода компании, открытого в 1946 г., будут действовать учебные центры, рестораны, дома престарелых. Задача проекта заключается в том, чтобы создать комплекс услуг для жителей города и привлечь на работу лучших специалистов. Наш самый главный принцип в работе – никогда не забывать об основной миссии – заботиться о здоровье людей», – подвела итог президент компании АО «Замбон С.п.А.».

Нельзя не отметить гостеприимность принимающей стороны: российскую делегацию встречали утром ароматным кофе, приветственными лозунгами и дружескими улыбками сотрудники АО «Замбон С.п.А.» в Брессо, а отъезд на завод в Кадемпино был отмечен изысканной итальянской кухней и хорошим вином.

Далее делегация посетила фармацевтическое производство компании АО «Замбон С.п.А.» вКадемпино (Швейцария). Годом открытия завода в Кадемпино является 1963-й. В настоящее время производство включает 2 линии: производство стерильных лекарственных форм и производство пероральных лекарственных препаратов. Всего на производстве компании в Кадемпино трудится 140 рабочих, 10 логистов, супервайзеры и 41 сотрудник отвечает за качество продукции. Сегодня на заводе 24 склада, т.к. производство выросло с 37 млн упаковок в 2000 г. до 72 млн упаковок в 2012 г. Лекарственные препараты для России производятся здесь же из субстанций, произведенных в Италии.

Совмещение деловой программы и знакомство с достопримечательностями Италии и Швейцарии, которые удалось посетить за столь короткое пребывание, благодаря поддержке компании «Италфармако»: Милан, озеро Комо, вилла Торретто в окрестностях Милана, поместье Паллавичина под Пармой, Кадемпино и Лугано в Швейцарии, Венеция, музеи, театры, концертные площадки, рестораны, кафе, ночные клубы, магазины и, конечно, аптеки!!! – все необычайно интересно и полезно!

Российские участники были единодушны во мнении – такие поездки, живое общение с профессионалами надо сделать традиционными. Тем более что предстоит переход отрасли на саморегулирование, а у наших зарубежных коллег уже накоплен богатейший опыт, который может и нам помочь избежать многих ошибок.

ВРЕЗЫ:

Пасько Л.В. (ООО «Юлия», г. Волгодонск): «Предела совершенству нет».

Пениоза Н.В. (директор ООО «Вива Вита», г. Майкоп): «Отличный почин «СоюзФармы» в освоении фармацевтических традиций разных стран начался в Италии. Желаю всем продолжения в освоении других стран с целью обогащения профессионального опыта, а также получения положительных эмоций для великих свершений в аптечном деле. Поездка в Италию получилась «Ledeartis!» (лат. – «по всем правилам искусства»). Спасибо организаторам».

Орехова Валентина Васильевна (директор ИП, г. Ставрополь): «Самое главное в нашей жизни – это общение, человеческие отношения. Из-за огромной загруженности очень трудно бывает вырваться из круга важных ежедневных дел, и для ускорения химической реакции нужен катализатор. Выражаю слова огромной благодарности катализатору нашей жизни – «СоюзФарме»! Спасибо ее региональным директорам: Жигайло Ольге, Евсеевой Елене, Поматовой Елене».

Василенко Т.В. (директор ИП, станица Старонижестеблиевская Краснодарского края): «Впервые отдых и работа были совмещены, это было очень эффективно проведенное время, спасибо!»

Верзунова С.В. (ООО «Мелисса», г. Ставрополь): «Благодарим за умение договариваться, без этого не было бы таких интересных экскурсий, за смелость отвечать за такое количество людей, за то, что смогли вселить чувство уверенности в нестандартных ситуациях. За вами мы были, как за каменной стеной. За возможность визуализации мечты (на примере компании «Замбон»), что мы сможем иметь такой же семейный бизнес через… лет с человеческим лицом. Спасибо за открытие такой интересной и красивой страны – Италии».

Стогова Н.М.
28.10.2012
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.
 
Аптечный Саммит
Что происходит на фармацевтическом рынке
Аптека 2018
Медфарм бизнес
Калининград
Правовые вопросы фармацевтической отрасли
 
 
 
 
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться