Свежие статьи подрубрики контроль качества:
 цитохром с
Здравоохранение 2017
ИнтерШарм 2017 осень
Здравоохранение 2017
 

"ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В РОССИИ ВСЕ БОЛЬШЕ АВТОМАТИЗИРУЕТСЯ"

О задачах проекта, его технической составляющей, а также о новых технологиях в системе здравоохранения МА рассказал Константин Тимофеев, имеющий более чем 12-летний опыт работы в сфере информационных технологий и отвечающий за развитие решений для медицинских учреждений на территории РФ в компании ZebraTechnologies, мирового лидера в сфере автоматической идентификации.

Константин, маркировка лекарств станет обязательной для всех участников фармрынка. Какие проблемы в сфере обращения лекарств это поможет, на Ваш взгляд, решить?
— Основных задач у проекта две. Первая — устранить с фармацевтического рынка фальсифицированные препараты и пресечь повторные продажи одних и тех же лекарств. Вторая — повысить прозрачность движения и контроль налоговой базы. Эти задачи хочет решить государство с помощью проекта маркировки лекарственных средств. То, что на рынке есть фальсификат, это известно. И есть ситуации, когда препараты могут продаваться дважды. Это так называемая повторная продажа. Например, ситуация с лекарствами для лечения онкологических больных. Они выделяются пациентам по квотам и оплачиваются государством. Госучреждение проводит конкурс на поставку таких препаратов, к слову, дорогостоящих. Дистрибутор поставляет препараты заказчику, и, если последний не совсем чистоплотный (это может быть и государственная структура), то он может препараты частично списать, не выдавая пациентам. После этого в другом регионе при проведении конкурса может появиться этот проданный ранее товар. Получается, что пациент не получил лекарство, завод не произвел продукцию и понес убытки, а товар был продан дважды. Доказать коррупционную составляющую со стороны заказчика крайне затруднительно, при этом государство заплатит за препараты в двойном размере. Это хищение государственных средств. И это больной вопрос, учитывая, что в настоящий момент экономическая ситуация в нашей стране достаточно непростая.

Насколько надежны методы маркировки?
— По факту принятый двухмерный штриховой код (планируется использование Datamatrix) будет содержать подробную информацию о препарате. Маркировать будут все, начиная с вторичной упаковки (вторичную упаковку, групповую и палету). В аптеках мы с вами приобретаем вторичную упаковку. На нее в т.ч. будет нанесен уникальный номер продукта, номер партии, производитель, а также срок его годности. Уникальный номер будет выдавать регулятор (государственная организация), потом этот препарат приобретет дистрибутор, поставит в аптеку или в медицинское учреждение. Вся цепочка движения препарата от производителя до конечного потребителя станет прозрачной. В больницах есть такое понятие, как персонифицированный учет, когда конкретный препарат списывается на конкретного пациента. После этот уникальный номер препарата в системе мониторинга отмечается как выданный пациенту. В случае появления препарата с таким же уникальным номером в другом лечебном учреждении он просто не пройдет идентификацию и не сможет быть оприходован на аптечном складе. Система в чем–то похожа на почтовый трекинг–номер или ситуацию с iPhone. Если телефон будет помечен как украденный, он блокируется во всех системах, и никто уже не сможет им воспользоваться. И также будет с лекарствами: уникальный номер уже выданного препарата блокируется в системе и повторное его появление на рынке невозможно. К тому же государство планирует установить контроль движения лекарственного препарата на каждом этапе.

Европа и США уже сделали первые шаги в вопросе маркировки лекарств, там разработаны определенные стандарты и сейчас многие наши соотечественники привозят из-за рубежа препараты для собственного использования. Люди больше доверяют в этом плане иностранной системе контроля, веря, что там подделать лекарство и продать его гораздо сложнее.

Но мы в России вообще склонны больше доверять всему иностранному. Проект маркировки лекарств сможет повысить доверие потребителей к отечественным производителям?
— Думаю, доверие должно расти с каждым годом. И в этом вопросе сами производители должны быть более активными, публичными и больше рассказывать о своем производстве и его автоматизации. На тех отечественных фармпроизводствах, где мне приходилось бывать, я видел, что все делается в соответствии с международными стандартами. Российское производство ничуть не хуже европейского.

Насколько затратным окажется внедрение таких технологий для производителей и аптек?
— Наибольшие затраты при внедрении оборудования для маркировки лекарственных средств понесет производитель. Есть два варианта нанесения маркировки: первый — это встраивание принтера в производственную ленту, который будет маркировать вторичную упаковку, второй — производитель может заказывать в типографии упаковку, которая уже будет промаркирована необходимым серийным номером, и потом уже привязывать ее к системе. Также производителю необходимо маркировать палеты, автоматизировать склад, чтобы контролировать отпуск продукции тому или иному дистрибутору. Наша компания имеет достаточно большой опыт в данном вопросе, и мы с удовольствием готовы им поделиться. Дистрибуторы на сегодняшний день более автоматизированы, у многих есть оборудование для идентификации, его нужно только модернизировать или частично поменять для работы с двухмерным штриховым кодом. Для аптек ситуация проста — поменять одномерные сканеры на двухмерные.

Наша компания выпустила в этом году новый бюджетный сканер DS2208, идеально подходящий в т.ч. и для федерального проекта по маркировке лекарственных средств — МДЛП (Мониторинг движения лекарственных препаратов). Он не только бюджетный, но и полностью отвечает всем установленным требованиям. Часть аптечных сетей уже протестировала сканер, осталась довольна, и сейчас осуществляются первые закупки нашего оборудования. За счет того, что еще есть в запасе время для модернизации оборудования, аптеки могут делать это планомерно, а не сразу вкладывать деньги для полной замены всех имеющихся старых сканеров.

Окупятся ли эти затраты и за чей счет?
— На препараты перечня ЖНВЛП цена без согласия регулятора не поднимется, а вот на другие препараты, думаю, повысится, потому что инвестировать в модернизацию оборудования надо сейчас, а потом думать об экономии от вторичных продаж. Небольшой рост цен все же будет. Аптечным сетям придется поменять часть оборудования и затраты они понесут, которые надо компенсировать. Мне кажется, что цена в аптеках для конечного потребителя может повыситься в пределах 10%.

Какие компании готовы поставлять оборудование для маркировки? Отечественные, иностранные?
— У нас как у производителя отечественных конкурентов я не встречал. Поставляется наше оборудование через сеть авторизованных партнеров. Соответственно нашим партнерам на российском рынке нечего опасаться. С другой стороны, у нас есть достойные конкуренты — иностранные производители. Но наша модель сканера, вышедшая в этом году, как отмечают заказчики, пока лучшая и вне конкуренции. А это главное.

Какие еще технологии могут быть в перспективе использованы в аптеках, больницах и медучреждениях для дальнейшего повышения эффективности их работы и экономии бюджетных средств?

Зебра_лого


— Zebra Technologies — единственная компания, у которой есть отдельно выделенное направление — здравоохранение и экспертиза в данном вопросе. У наших конкурентов такого нет. Здравоохранение в России все больше автоматизируется. Внедряются системы федерального масштаба, например, ЕГИСЗ (Единая глобальная информационная система здравоохранения) для консолидации всех регионов и лечебных учреждений. Сейчас наше государство собирается маркировать лекарственные препараты, а все больше лечебных учреждений с помощью нашего оборудования, нашей экспертизы маркируют пациентов одноразовыми медицинскими браслетами. Все больше государственных клиник понимают, что для того, чтобы исключить путаницу пациентов, контролировать выдачу лекарственных препаратов и маркировать анализы пациентов уникальными штрих–кодами, необходимо внедрение новых информационных технологий. Сейчас пациенту выдается браслет с фамилией и штрих–кодом, и на каждом этапе оказания медицинских услуг его безошибочно идентифицируют. Больше нет путаницы в фамилиях, анализах и других данных. А ведь именно исключение ошибок позволяет существенно сократить финансовые затраты больницы на их исправление и повысить качество оказываемых медицинских услуг.

Как пациенты относятся к такому новшеству?
— Пациент чувствует персональное внимание, рад, что в его отношении ничего не перепутают. Врач, к которому он придет, просканирует его браслет, и пациент будет уверен, что ему сделают правильные назначения без каких–либо ошибок. С этим браслетом пациент находится в безопасности. Отдельно стоит отметить, что в случае идентификации пациента врачом с использованием технологии штрих–кодирования мы существенно помогаем сократить время, которое врач затрачивает на открытие истории болезни, и он сможет его использовать на общение с пациентом.

Гончарова Анна
20.06.2017
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.
 цитохром с
Здравоохранение 2017
ИнтерШарм 2017 осень
Здравоохранение 2017
 
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться