Свежие статьи подрубрики лекарственное страхование:

 
Бал_фармБАН
бфн_НФРейтинг
   
   

ЛЕКАРСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГАРАНТИЯ

«Проблемы и перспективы внедрения лекарственного страхования в России» – так называлась тема форума, на котором обсуждались возможности и перспективы внедрения российской системы лекарственного страхования, говорилось об использовании мирового опыта и особенностях организации целевых программ медицинского обеспечения больных.

Введение системы лекарственного страхования – одна из наиболее актуальных тем, обсуждаемых фармацевтической общественностью. При этом предлагается множество моделей, разработчиком одной из которых выступает компания «АстраЗенека», заинтересованная в обеспечении российского населения качественными и эффективными лекарствами. Вот что по этому поводу сказал ее менеджер по работе с государственными органами Михаил Морозов.

«В настоящий момент система лекарственного обеспечения в нашей стране существует только для определенных категорий граждан. Однако в реальности они сталкиваются с тем, что финансирование, выделяемое на лекарственное обеспечение, зачастую является недостаточным, а существующий перечень ЖНВЛП не полностью отражает реальную потребность населения в лекарствах. Наша компания готова обеспечить поддержку в изучении международного опыта, который мог бы стать полезен при выборе оптимальной модели реализации системы лекарственного страхования в России».

Несмотря на тот факт, что Россия является одним из крупнейших мировых фармацевтических рынков, потребление лекарственных средств на душу населения здесь остается достаточно низким. Учитывая невысокий уровень доходов большинства граждан, они не имеют возможности получать адекватную терапию с помощью инновационных лекарственных препаратов.

По данным DSM Group, в Соединенных Штатах Америки подушевой объем потребления лекарств составляет 704 долл. США, в Японии – 622 долл., в Великобритании – 223 долл., в России – лишь 82 долл. в год. Расходы российского бюджета на здравоохранение в нынешнем году не превысят 3,6% ВВП (в странах Западной Европы они составляют 6–8%), и до 2013 г. их увеличения не запланировано. Для решения проблемы обеспечения россиян современными лекарствами и внедрения системы обязательного лекарственного страхования необходимо определить приоритеты реформирования системы государственных расходов, разработать соответствующую нормативно-правовую базу и найти дополнительные источники финансирования.

Международный опыт лекарственного страхования

По мнению Давида Мелик-Гусейнова, директора аналитической компании Cegedim Strategic Data, «лекарственное обеспечение населения современной России требует значительных реформ, но и за последние годы уже сделано немало. Дан старт многим государственным целевым программам, и в ближайшие годы такая практика продолжится. Однако качественно изменить ситуацию в лучшую сторону возможно только при полном реформировании системы. Сегодня мы находимся на самом важном этапе реформ – этапе расчетов, прогнозов и рисков, которые необходимо учесть до начала ее реализации».

Системы лекарственного страхования сегодня с успехом внедрены и на протяжении долгих лет успешно работают практически во всех странах Западной Европы и в США. По данным экспертов рынка, для запуска системы лекарственного возмещения в России требуется 4 млрд долл. При этом реализация подобной реформы в России позволит государству взять на себя значительную часть расходов по обеспечению больных необходимыми медикаментами и откроет доступ к эффективным инновационным лекарственным средствам всему населению страны.

Российское здравоохранение: цифры и факты

Расходы российского бюджета на здравоохранение ниже, чем у коллег по «Большой восьмерке»: если в России в 2010 г. (и, как планируется, в 2011–2013 гг.) они составили 3,5–3,7% ВВП, то в США, Франции, Великобритании, Канаде и Японии их ежегодная доля 7,1–7,9% ВВП, в Германии и Италии – 6,2–6,8% ВВП. Россия отстает даже от развивающихся стран: в Венгрии, Польше, Болгарии и Эстонии власти тратят на здравоохранение 4,2–4,9% ВВП. В Молдавии эта статья расходов достигает 5,4% ВВП, в Белоруссии – 4,2% ВВП. Меньше России тратят Китай (0,8% ВВП) и Казахстан (2,2% ВВП).

Россия тратит на здравоохранение вдвое меньше стран «Большой семерки», а на науку – втрое. Государство предпочитает финансировать прямые выплаты для поддержания уровня доходов населения, но при этом не обеспечивает должным образом выполнения таких социальных функций, как здравоохранение, образование и т.д. 84 млрд руб. – затраты государства на монетезированную льготу в 2011 г.

Современное потребление лекарств в России составляет 17 млрд долл. США. Из них 11 млрд долл. приходится на розничный коммерческий рынок. 3 млрд долл. США – на государственные программы лекарственного обеспечения, осуществляемые в рамках федерального и региональных бюджетов. Лекарственные препараты на сумму 2 млрд долл. США распространяются через систему ЛПУ. Неудивительно, что в такой ситуации отлично себя чувствует рынок целительных услуг магов и экстрасенсов.

Мотивациями к реформированию системы современного потребления лекарств в России служат низкая ценовая доступность медикаментов для населения, растущая социальная нагрузка на бюджеты всех уровней, низкая культура потребления лекарств (лечения), конвертируемая в показатели продолжительности жизни и здоровой жизни среди населения страны.

Что мешает запустить программу лекарственного обеспечения? Зависимость российского населения от потребления импортной продукции, неразработанная нормативно-правовая среда, отсутствие успешного опыта подобных страховых проектов и неготовность страховых компаний работать в условиях системы страхования лекарственного обеспечения.

Лекарственное страхование в России

По мнению Михаила Морозова, действующие в нашей стране механизмы по контролю цен на лекарственные препараты «достаточно краткосрочны». Помимо них следует еще менять систему лекарственного обеспечения, либо вводить в рамках принятого закона ОМС средства софинансирования.

«Если человек сталкивается с заболеванием и недополучает качественной медицинской помощи, он не может реализовать права, присущие ему от рождения. Ожидается, что реформа здравоохранения обеспечит гражданам доступность медицинской помощи и инновационных лекарственных препаратов».

Наличие лекарственного страхования повышает производительность труда, снижает длительность и частоту госпитализации, система страхования ориентирует врачей на достижение результатов и т.д. В результате уменьшаются расходы государства на проведение социальных программ, повышаются показатели социально-экономического благополучия, улучшается генофонд нации.

Принятие программы медицинского и лекарственного страхования представляет собой долгосрочные инвестиции в человеческий капитал. Проект по внедрению системы всеобщего лекарственного страхования может стать прорывом в социальной политике государства. Это, в свою очередь, может способствовать кардинальному повышению уровня благополучия страны в целом, что подразумевает увеличение продолжительности жизни, доступ к инновациям и высокий материальный уровень населения.

Главными же преимуществами системы лекарственного страхования является то, что она устранит проблемы, возникающие при реализации прав на здоровье, улучшит демографическую ситуацию и показатели целевого оказания медицинских услуг, улучшит качество адресной медицинской помощи и надзор за ее оказанием.

Переход к такой системе устранит возможность проведения программ самолечения и разделит ответственность между врачом и пациентом. Обеспечит социальную интеграцию малообеспеченных слоев населения.

Отвечая на вопросы участников пресс-клуба, Михаил Морозов отметил, что идея программы заключается не в том, чтобы создать на директивном уровне систему лекарственного обеспечения, а сформировать ее в условиях частно-государственного партнерства.

Таким путем на федеральном и региональном уровнях появится понимание того, какие могут быть варианты создания системы лекарственного страхования. Для более детальной разработки следует создать региональные рабочие группы по обсуждению ее возможностей и перспектив внедрения.

В настоящее время специалисты «АстраЗенека» проводят опрос экспертов по поводу того, чего России следует ждать от введения системы лекарственного страхования и опыт каких стран в этой области может быть интересен.

На основе этих данных будет составлена концепция системы лекарственного возмещения в Российской Федерации. После этого пройдут обсуждения с региональными комитетами и министерствами здравоохранения. Если представленная информация их заинтересует, то им предстоит внедрять концепцию в повседневной практике. Пилотные проекты будут опробоваться на территории российских регионов. Затем предполагается ввести программу на федеральном уровне.

Лященко А.В.
01.10.2011
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.

 
Бал_фармБАН
бфн_НФРейтинг
   
   
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться