Аптечный кадровый состав коренным образом изменится
Тарнопольская Марина
Управляющий партнер компании Kontakt InterSearch Russia
Потому что когда мы подбираем людей на конкретную позицию в аптечную сеть, даже сами клиенты говорят: мы бы не очень хотели рассматривать кандидатов из аптек, давайте искать специалистов в других индустриях.
Работодателям нужны лучшие инструменты и практики управления, и пока в этом вопросе аптечный сегмент отстает от других рынков, что признают даже сильные игроки. Поэтому "донором" управленческих кадров для аптек в основном становятся большие федеральные сети (Х5, "Магнит", "Лента", М.Видео и др.), т.к. люди из этой индустрии смогут привнести лучшие инструменты корпоративного менеджмента и развития сотрудников. Управляющих часто находят в компаниях, занимающихся парфюмерией и косметикой, т.к. бизнес–процессы здесь во многом схожи.
Дефицит высококлассных менеджеров объясняется многими причинами и, прежде всего, низкой маржинальностью бизнеса. Зарплаты в аптечных сетях обычно меньше по сравнению с федеральными игроками на других рынках, что становится дополнительным препятствием для формирования команд профессионалов.
Аптечный сегмент находится в законсервированном состоянии: даже игроки, завершившие сделку M&A, практически ничего не меняют в подходах к менеджменту. Анализируя оргструктуры компаний, приходишь к выводу, что аптечные сети сильно отстают от других сегментов с точки зрения выстраивания корпоративного управления, управленческих команд, общих вопросов, связанных с кадровым резервом. Компании продолжают бороться с текучкой и фактически латать дыры вместо того, чтобы разрабатывать полноценные программы работы с персоналом.
Помимо низкой маржинальности, есть еще одна проблема — сильная регламентация индустрии: требований к компаниям со стороны государства здесь даже больше, чем у продуктовых ритейлеров. Подобные ограничения в т.ч. тормозят развитие e-comm направления. Но если в других отраслях, как например, в FMCG, ограничения в конечном итоге привели к прорывам и новым решениям, то в аптечных сетях эти вопросы так и не закрыты.
Если говорить про НАП, то этот законодательный документ скорее возложил обязанности на уже работающих топ-менеджеров в команде, нежели придумал новые роли и принципиально изменил требования к кандидатам.
Что касается прогнозов, то на рынке продолжаются сделки по изменению акционерного состава, операции по слияниям и поглощениям, а это значит, что сети будут укрупняться. Все это, скорее всего, повлияет на сокращение позиций на уровне среднего менеджмента. Компании все активнее будут "хантить" кандидатов из других индустрий, с рынков FMCG и e–comm, поэтому в ближайшие 2–3 года кадровый состав в аптечных сетях коренным образом изменится. Тем самым, как мы надеемся, вырастет общий уровень развития компаний и индустрии в целом.