Аутсорсинг сократит расходы производителей и дистрибуторов
Титова Лилия
Исполнительный директор Союза профессиональных фармацевтических организаций (СПФО)
Сегодня, согласно действующим нормативным актам, производители лекарств могут использовать ресурсы логистических операторов и передавать им на хранение или перевозку свою продукцию. Однако, по мнению экспертов, существующие противоречия в законодательстве не позволяют решить главную задачу этого процесса — снижение затрат, а, наоборот, приводят к появлению лишнего звена в цепочке.
На протяжении всего предшествовавшего периода взаимоотношения фармпроизводителей и логистических операторов строились, как правило, только в рамках положений действующего законодательства. Их регулировали постановление Правительства №1081 от 22.12.11 "О лицензировании фармацевтической деятельности", приказ Минздравсоцразвития от 23.08.10 №706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств", приказ Минздравсоцразвития от 28.12.10 №1222н "Об утверждении Правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения".
Но уже начиная с первого марта 2017 г. в силу вступили Правила надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения. А в 2018 г. началось действие Правил надлежащей дистрибуторской практики в рамках ЕАЭС. Эти два документа определяют не только правила хранения и перевозки как видов работ в составе фармацевтической деятельности, но и порядок их передачи на аутсорсинг.
Обратимся к букве закона: при выполнении условий соответствующих пунктов в означенных правилах логистический оператор может осуществлять как хранение, так и все необходимые фармпроизводителю операции с его товаром по его поручению на своем собственном фармацевтической складе. Реализация такого рода договорной схемы отношений, по сути, исключает для оптовика необходимость иметь собственный фармацевтический склад. Кроме того, небольшие дистрибуторы получают возможность не вкладывать большие финансовые средства в дооснащение складов, а обеспечить соблюдение необходимых требований через договор об аутсорсинге услуг.
Однако в текущей ситуации редакция действующего постановления о лицензировании ограничивает возможности применения новых документов в полной мере и потому требует актуализации. На наш взгляд, новая его редакция должна предусматривать возможность выдачи лицензии соискателю в т.ч. и на основании действующего договора аутсорсинга, предоставляемого в качестве подтверждения наличия помещений и оборудования для осуществления фармацевтической деятельности.
Актуальность корректировок в действующую нормативную базу обусловлена в т.ч. и сегодняшними реалиями. Возрастающие требования к оборудованию фармацевтических складов становятся серьезным экономическим фактором, который влияет на формирование отпускных цен на лекарственные препараты. Ведь оборудование и содержание складов в соответствии с принимаемыми стандартами требует серьезных финансовых вложений. Учитывая как финансовые, так и организационные риски, фармпроизводителю выгодно передать полный цикл операций складского хранения на аутсорсинг. Особенно данный аспект актуален для большого числа мелких и средних производителей, ведь с учетом сезонности поставок содержание складов под обеспечение «пиковых» нагрузок становится крайне затратным.
Предложенные СПФО корректировки окажут позитивное влияние и на эффективность организации контроля над хранением лекарственных средств. Они сократят количество мелких «технических» складов, которые вынуждены лицензировать участники рынка исключительно исходя из требований данного постановления. Если в документ будут включены указанные поправки, важнейший вид работ — "Хранение" — может быть внесен в лицензию соискателя с указанием адреса осуществления фармдеятельности логистическим оператором (на основании заключенного с ним договора на аутсорсинг).
Передача функций логистическому оператору создает предпосылки добросовестной конкуренции складских комплексов, поскольку ведет к снижению тарифов и развитию оказываемых услуг. Ведь в роли рыночного регулятора выступает качество работы.
Выход, на наш взгляд, один — дальнейшая гармонизация российской нормативной базы.
Тенденции развития оптового звена фармрынка России направлены на концентрацию мест хранения ассортимента — в первую очередь, лекарственных препаратов — в местах нахождения крупных логистических операторов, специализирующихся на работе с данной категорией. На складских комплексах класса А+ ограниченного количества таких логистических операторов сконцентрирован основной объем хранения товарного запаса иностранных фармпроизводителей, осуществляющих поставки в РФ, а также большей части российских производителей.
На сегодня уровень компетенций, техническая и интеллектуальная оснащенность логистических операторов в полной мере покрывают все потребности фармпроизводителей с учетом требований соответствия существующим мировым стандартам. Как правило, компания, выступающая на рынке как логистический оператор, имеет в своем портфеле предложений полный комплекс услуг: от организации и сопровождения поставок лекарственных средств в нашу страну до реализации отгрузок в аптечные организации и лечебно-профилактические учреждения.
В своих обращениях в органы власти мы призывали продолжить гармонизацию российской нормативной базы. СПФО предлагает рассмотреть возможность внесения адреса склада логистического оператора в приложение к лицензии на осуществление фармдеятельности производителя, при этом основанием для данного действия можно считать договор на аутсорсинг. Такая модернизация позволит значительно расширить логистические возможности лицензиатов, полностью сохранив при этом элемент контроля над цепочкой товародвижения.
Внедрение аутсорсинга не только повысит стандарты логистики, но и сократит расходы производителей и дистрибуторов по хранению и обработке товара. Вопрос особенно актуален в период пандемии и восстановления после нее, когда проблема экономии финансовых средств стоит остро.