Болевые точки — престиж профессии и отношение к пациенту
Кажберова Варвара
Директор Медиаинститута общественного здоровья
Уже известно, что медицинские работники массово уходят из профессии. И больше всего пострадают от этого, очевидно, сельские районы. По–видимому, нужна целая государственная программа поддержки медицинских специалистов. На всех этапах их профессионального роста начиная с того дня, когда они стали студентами колледжа или вуза. Программа с понятными ценностями, ощутимыми льготами при обучении, защитой от непредвиденных ситуаций, в т.ч. защитой юридической, социальной, экономической. Возможно, это мог бы быть специальный фонд.
Но все это невозможно, пока общество относится к врачу так, как сейчас. И СМИ играют здесь очень большую роль. Именно поэтому сейчас мы разрабатываем этический кодекс журналиста, который освещает темы, касающиеся здоровья.
Огромная проблема именно в отношениях "врач — пациент". Пока она не решена, даже экономические меры не смогут быть достаточно действенными. Необходимо действовать комплексно, защищая медицинского специалиста, создавая ему условия для работы и достойной жизни и одновременно перестраивая привычные схемы взаимодействия с пациентом.
На мой взгляд, как раз по этой причине диспансеризация не так эффективна, как могла бы быть. Люди стараются лишний раз не сталкиваться с системой здравоохранения и потому не мотивированы проходить обследования, следить за здоровьем...
И дело не только в том, что, мол, "у русского человека такой менталитет". Уже выросло поколение совершенно других людей: они следят за последними тенденциями ЗОЖ, готовят еду из тщательно отобранных продуктов, контролируют вес и уровень активности. И эти граждане нового поколения пошли бы на обследования, если бы эти обследования были более "человечными".
Тут могла бы быть целая индустрия понятных, доступных, грамотных "проверок". Но ее пока нет. Вернее, есть крайности: от сложной, тяжеловесной и трудоемкой диспансеризации в поликлинике до непрозрачных обследований в частных медорганизациях за огромные деньги. Есть центры здоровья, но о них, к сожалению, мало кто знает.
На мой взгляд, первые шаги к решению нашей проблемы нужны такие:
- сделать прозрачными, понятными и «человечными» алгоритмы обследований, а также маршрутизации — действий, если выявлено заболевание;
- сделать отношения «врач — пациент» качественно другими. Причем с двух сторон — не только с позиции врача, но и с позиции пациента. Хотя у врача, конечно, ответственность намного больше.
Ничего не изменится без перемен в системе отношений "врач — пациент". А ведь именно это — главное. Именно это запоминается в первую очередь, по принципу "театр начинается с вешалки". Но... требует меньше всего вложений. Напротив, можно вложить много средств в оборудование, помещения, образование врачей, но без ориентации на пациента все это будет замкнутой "вещью в себе".
Как изменить отношение к пациенту?
Существует много тренингов, методик, систем мотивации, но, на мой взгляд, это по–прежнему факультативно и носит "декоративную" функцию. Скорее, нужно включить медицинскую психологию в систему образования врачей как обязательную дисциплину. А в системе НМО — присваивать баллы за освоение пациентоориентированных методик.
Учебный процесс — очень важная, но все же часть необходимых мер: ведь проблемы взаимодействия пациента и доктора — во многом результат незащищенности специалистов, их трудного материального и юридического положения. Как заметила чуть раньше, проблемы таковы, что идет массовый исход врачей из профессии... А ведь это — наше с вами будущее.
В области фармацевтической помощи, насколько я знаю, сейчас возлагаются большие надежды на системы пилотного лекобеспечения. Они дают возможность проверить новые схемы в рамках целого региона и очень помогают понять основные "болевые точки", системные взаимосвязи, принципы действия. Если проект проявил себя успешно, его можно "тиражировать" на другие области, края, республики... А впоследствии — и на всю страну.
Помимо конкретной фармацевтической помощи, реальных эффектов, такие проекты очень полезны своей близостью к пациенту. Они "теплее" и ближе, чем многие абстрактные общефедеральные (о которых зачастую даже никто не знает, а иногда лишний раз и не информируют). С другой стороны, есть и проблемы: известно, например, что по возможности при лекарственном возмещении люди часто забирают деньги, на которые покупаются совсем не лекарства. А значит нужно предусмотреть и эти варианты (но без "закручивания гаек"!). Проекты лекарственного обеспечения должны быть априори полезными для пациента, но полезными именно для его здоровья.