14.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024 18+
14.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024
// Тема номера

Быть или не быть СРО в аптечной рознице?

Именно так мы завершали свою презентацию на тему "СРО: миф или реальность?" на одной из общероссийских конференций еще в 2012 г. 

Целоусов Дмитрий
Исполнительный директор СРО "Ассоциация аптечных учреждений "СоюзФарма"

Причем уже тогда мы подробно анализировали, в чем состоит основная идея СРО, ключевые функции, которые должна она взять на себя, плюсы и минусы саморегулирования…

Но "доросли" мы до создания СРО только спустя четыре года, когда большинством голосов это решение было принято на общем собрании членов ААУ "СоюзФарма". Дальше потребовался достаточно длительный организационный период. Потому что важно было не столько подготовить пакет обязательных документов, сколько наполнить их конкретным содержанием, отвечающим целям и задачам, которые мы ставим для себя на новом этапе развития Ассоциации.

Именно такой разрыв во времени и рождение в 2015 г. проекта "ФармОпека" позволили нам создать и проверить на практике стандарты внутреннего контроля фармацевтической деятельности наших участников (правила, которые являются базовой основой любой саморегулируемой организации).

Но даже такой общественный "фарминспекторат", который, как мы считали, несет благо аптекам, не сразу был воспринят положительно. Возникали опасения:

  • как этот кто-то придет со стороны и будет вникать во внутренние процессы?
  • станут ли результаты такого контроля обнародоваться?

Иногда ощущался психологический дискомфорт даже во взаимоотношениях с давно проверенными и добросовестными аптеками. В общем, потребовалось время и большая разъяснительная работа, чтобы список добровольных участников проекта стал так велик, что мы увеличили количество фарминспекторов и организовали (на сегодня) службу фарминспектората уже в 7 субъектах РФ.

Еще до появления чек–листов Росздравнадзора мы создали свою документальную базу проведения аудита аптеки, разработали детальнейший акт проверки основных бизнес-процессов с указанием нарушений, каждое из которых снабжено ссылкой на конкретные пункты законодательных и нормативных актов. Но это лишь первая часть работы, далее фарминспекторы готовят рекомендации по устранению выявленных нарушений и "мониторят" их выполнение. И мы с гордостью можем сегодня констатировать — там, где поработал наш фарминспекторат, Росздравнадзор при плановых проверках нарушений не нашел.

Вот вам и основная суть саморегулирования — государственный контроль может быть заменен профессиональным и стать даже более эффективным. Так как общественный фарминспекторат включает в себя одновременно регулярную работу с руководителями и персоналом аптеки. И тем самым приучает и заведующих, и директоров, и первостольников жить не "от проверки до проверки", а сделать нормой неукоснительное соблюдение требований, предъявляемых к фармацевтической деятельности.

Здесь следует упомянуть еще один плюс, который мы планируем развить в рамках нашей СРО общественного института (напомню, что саморегулирование в фармацевтической отрасли осуществляется на принципах добровольного членства), который принимает на себя ответственность за качество соблюдения стандартов надлежащей аптечной практики и оказания фармацевтических услуг потребителям-пациентам. Нормативные требования к реализации товаров аптечного ассортимента (отпуск, продажа, фармконсультирование) прописывают рамочные правила. Мы же путем обучения развиваем эти компетенции специалистов, тем самым покупатели наших аптек, качество их фармконсультирования, тоже помещаются в поле зрения СРО "СоюзФарма".

Это лишь несколько ключевых моментов, которые мы уже достаточно хорошо проработали, и теперь будем их вкладывать в стандарты участников СРО. Но вопросы, конечно, остаются. Вот, например, в нашей Ассоциации (чем мы и отличаемся от многих других объединений) есть аптеки, которые находятся в удаленной местности, маленьких деревнях и поселках. Как нам провести их аудит? Понятно, что там фарминспекторат создаваться не будет. А, может, организовать дистанционный контроль — благо современные технологии доходят и туда? Мы сейчас проводим такой эксперимент.

Пока я перечислил довольно понятные для нас особенности саморегулирования. Тем не менее остается немало других важных вопросов. И вытекают они, прежде всего, из того, что в отрасли здравоохранения не определены окончательно правовой статус и полномочия СРО. Несмотря на то, что медицинское сообщество под руководством Национальной медицинской палаты занимается этим уже не один год.

Пожалуй, первый шаг был сделан, когда Минздрав России для проведения первичной аккредитации выпускников включил в состав аккредитационных комиссий на паритетных началах представителей профессионального сообщества, образовательных организаций и работодателей. Процесс аккредитации, по существу, дает допуск в профессию. Может, теперь стоит привлекать к нему и представителей СРО? Тем более что многие руководители наших аптек уже три года трудились в составе аккредитационных комиссий, являясь одновременно членами Союза "Национальная Фармацевтическая Палата".

Еще одно направление, требующее уточнения, — это порядок и расширение взаимодействия с органами власти. Учитывая, что контрольно–надзорные ведомства переходят на риск–ориентированную модель проверок, как будет рассчитываться 10%–ный порог плановых проверок членов СРО? Будет ли при этом учитываться план внутренних проверок самой СРО? Станут ли члены СРО участниками комиссий, какими правами при этом будут обладать?

Сделав первые шаги, мы отчетливо осознаем, что впереди нас ожидает немало трудностей. И связаны они, прежде всего, с последовательной разъяснительной работой с каждым участником Ассоциации при переходе его на новый статус — саморегулирования. Да, конечно, они голосовали за СРО. Но готовы ли к новому уровню требований и ответственности за свою деятельность, учитывая, что недоброкачественная работа одного участника ложится на плечи всей организации?

Кроме того, СРО характеризуется открытостью и публичностью сведений обо всех своих участниках, включая публикацию результатов и внутреннего, и государственного контроля. Конечно, добросовестным аптекам бояться нечего. А Ассоциация, со своей стороны, всегда готова оказывать им правовую, информационную и методическую поддержку.

Так что вопрос — быть или не быть СРО в аптечной рознице — уже не стоит. Она создана, тем самым бросив вызов и фармсообществу, и самой себе. Для того чтобы развиваться, чтобы поднять на новый уровень саму отрасль и работающих в ней специалистов, и чтобы пациент мог воспользоваться качественной фармацевтической помощью. 

Специализированные
мероприятия
Omni farma
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Как трансформируется контроль и надзор в фармотрасли
 Мнение специалиста

Титова Жанна

Директор по качеству-провизор ГК «Сантэнс»

Почему необходимо вернуть фармацию здравоохранению?
 Мнение специалиста

Гридякин Владимир

Генеральный директор ООО «Альянс-Фарм», врач

Вопрос о доступности Феназепама для пациентов в аптеках
 Мнение специалиста

Сучкова Елена

Директор по взаимодействию с органами государственной власти, общественными организациями, по обеспечению доступа на рынки России и ближнего зарубежья АО «Валента Фарм»

Маркировка и индикаторы риска: что меняется в оптовом звене
 Мнение специалиста

Власов Гарольд

Управляющий директор фармацевтического 3PL-оператора NC Logistic

Растет число обращений от производителей БАД и медизделий
 Мнение специалиста

Курашева Светлана, Вице-президент по развитию операций ГК «Сантэнс»

Чмелев Владимир, Руководитель департамента бизнес-технологий ГК «Сантэнс»

Волошина Светлана, Ведущий менеджер по продажам CTT ГК «Сантэнс»

Специализированные
мероприятия
Omni farma