Целесообразно проводить обучение по "сетевой форме"
Солонинина Анна Владимировна
Заведующая кафедрой управления и экономики фармации Пермской государственной фармацевтической академии, проф., д.фарм.н., ведущий специалист вуза в области непрерывного фармобразования
И приказом МЗиСР РФ от 19.03.12 №239н возможен допуск к осуществлению фармацевтической деятельности на должностях среднего фармацевтического персонала лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим фармацевтическим образованием. Для получения допуска соискателям необходимо сдать экзамен в форме тестового контроля, собеседования и демонстрации практических навыков. К экзамену допускаются лица, освоившие основную образовательную программу высшего фармацевтического образования по специальности "Фармация" в объеме 4 курсов и более или имеющие диплом о высшем профессиональном образовании по специальности "Фармация".
Особого разрыва между образованием и отраслью, на мой взгляд, нет — есть разные ожидания у работодателей, представителей государства, потребителей. В настоящее время разрабатываются и утверждаются профессиональные стандарты, в соответствии с которыми будут формироваться образовательные стандарты и образовательные программы. Если работодателей что–то не устраивает в нынешних выпускниках, они всегда могут совместно с образовательными организациями разработать и реализовать (в т.ч. с использованием сетевой формы) те программы, которые необходимы для их профессиональной деятельности, и обучить своих специалистов.
Исходя из роли фармацевтического работника как эксперта по лекарствам, принятой во всем мире и подтвержденной решениями многочисленных совещаний о роли и месте фармации и фармацевтов, проводимых Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), Международной фармацевтической федерацией (МФФ), а также резолюциями Всемирной ассамблеи здравоохранения, необходимо расширение содержания образовательных программ в части овладения компетенциями оказания фармацевтической помощи, фармацевтического консультирования, фармацевтического информирования, профилактической работы с населением.
У выпускников разные ожидания, в числе которых обучение в аспирантуре с последующей работой в вузе, работа в должности представителя фармацевтической компании, фармацевтический бизнес, работа в должности руководителя фармацевтической организации и др.
Конечно, при обучении очень важна практическая подготовка. В ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) предусмотрены разные виды практик (учебные и производственные) и проводятся на основании договора о практической подготовке обучающихся. Кроме того, многие студенты старших курсов работают в аптеках на должностях среднего фармацевтического персонала, получив допуск на основании нормативных актов, выше перечисленных мной.
Наряду с этим считаем целесообразным проводить обучение по т.н. "сетевой форме", привлекая к обучению различные фармацевтические организации и организации — производители лекарственных средств.
В настоящее время в России внедряется система непрерывного медицинского и фармацевтического образования с последующей аккредитацией специалистов, что является перспективной формой поддержания профессиональной квалификации специалистов. При этом целесообразно шире использовать современные информационные технологии — с элементами дистанционного обучения, вебинары на актуальные темы, онлайн–лекции ведущих специалистов и др.