Чтобы сделать фармпомощь доступнее, нужно поддержать аптеки
Ходанович Татьяна
Директор образовательного центра Pharmedu
Когда западные фармацевтические компании пришли на российский лекарственный рынок — собственно, они и "приучили" его работать по этим правилам. За счет бэк–маржи аптека могла позволить себе проведение стимулирующих акций различного толка начиная от снижения цены: подарок за покупку, обеспечение приоритетной выкладки и т.д. Очень крупные дискаунтеры могли варьировать цены — вплоть до ухода на минимальную наценку (дабы обеспечить объем реализации).
Я, безусловно, не руководитель аптечной сети. И не провизор. "Кухню" и стратегию сетей угадать не могу, но вот что кажется мне лично: в соответствии с известным высказыванием "хотели, как лучше, а получилось как всегда" произойдет прямое влияние на рост цен. Цены за этот год и так выросли просто невероятно! Говорю как покупатель-пациент, который в прошлом году приобретал противовирусное средство за одну цену, а сейчас его ценник вырос почти в три раза. В этом вопросе важен еще один факт: промаркировано лекарство или нет?
Насколько я знаю, ряд производителей поднял цену именно на немаркированные препараты. И если аптека пока не готова к маркировке, то лекарства она закупает именно по этим, завышенным ценам.
Возвращаясь к закону: если он будет принят в данном виде, то на фоне падающего экономического роста (а реализация почти всех нековидных препаратов стремится к нулю) мы увидим соответственные изменения ассортимента в пользу дешевых лекарственных средств. Поскольку цена на западные препараты станет совсем неподъемной, как бы не случилось так, что они вообще уйдут из обращения или останутся в таком минимальном объеме, что создадут дефицит. Аптекам станет совсем невыгодно быть даже в тех негусто населенных местах, в которых они сейчас хотя бы есть. А значит мы увидим еще большее сокращение их рядов.
По данным аналитиков, мы и так увидели сокращение аптек за прошлый год, что, собственно, было впервые. Да, каждый год какие-то аптеки закрывали, но… одновременно с этим начинали работать новые. И в абсолютных цифрах уменьшения не было — был только рост. А в 2020-м произошло именно сокращение числа аптечных организаций.
Чтобы аптечные организации могли открываться, а тем более в отдаленных уголках, где спрос невелик и содержание аптек абсолютно невыгодно (как раз собственно маркетинговыми договорами закреплялось наличие препарата на полках, минимальный запас и компенсация нераспроданных остатков) — им необходимы как минимум гарантии покрытия нераспроданных запасов. Возьмет ли регулятор это на себя?
Если нет, то в итоге мы получим, к сожалению, обратный эффект. По-хорошему, вопросом перехода от системы с маркетинговыми договорами нужно было заниматься в 2012-2013 гг., когда был еще рост в фармацевтическом секторе. Но насколько я помню, с этого периода лекарственный рынок только падает. В 2020 г. он показал рост по антибиотикам и противовирусным средствам (включая противоковидные препараты)… И все. Остальное, увы, стремится к нулю.
Чтобы в такой ситуации появилась доступность препаратов в малонаселенных пунктах — государственный регулятор должен принять на себя решение этой задачи. Государству нужно стимулировать открытие аптечных организаций, но возможно ли это в рамках ужесточения условий для бизнеса — в особенности малого и среднего?
Вспомним о той же отмене ЕНВД. Теперь еще усложнятся условия для индивидуальных предпринимателей. Все эти факторы рискуют привести к закрытию еще большего количества аптек.
Передвижные аптечные пункты, насколько я поняла, в целом довольно интересная идея. Ведь такой аптечный пункт может менять свое местоположение. Но пока, к сожалению, не видела примеров реализации таких проектов... Думаю, если дать определенные льготы на создание данных пунктов в удаленных уголках, то задача имеет серьезные шансы на успех.