19.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024 18+
19.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024
// Тема номера

Досрочная отмена ЕНВД — нарушение конституционных прав

В п. 2 ст. 346.26 и п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса указано, в отношении каких видов деятельности применяется система налогообложения на вмененный доход (ЕНВД) и патентная система налогообложения (ПСН) соответственно. 

Шилова Маргарита
Преподаватель Новосибирского государственного медицинского университета

В настоящее время аптечные организации используют данные системы налогообложения, т.к. их деятельность соответствует определению "розничной торговли" (с ограничениями по площади зала для обслуживания посетителей: 150 м2 для ЕНВД и 50 м2 — для ПСН). К "розничной торговле" до принятия последних изменений в Налоговый кодекс не относились передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам и продукция собственного аптечного производства (изготовления).

29 сентября 2019 г. был принят Федеральный закон №325–ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Изменения касаются ст. 346.27 НК РФ, которая дает определение "розничной торговле". Из данного понятия исключили «реализацию лекарственных препаратов, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками в соответствии с Федеральным законом от 12.04.10 №61–ФЗ "Об обращении лекарственных средств".

Согласно ч. 7 ст. 67 указанного выше закона, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, хранение, ввоз в Российскую Федерацию, отпуск, реализацию, передачу, применение и уничтожение лекарственных препаратов для медицинского применения, обеспечивают внесение информации о лекарственных препаратах для медицинского применения в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения с 1 января 2020 г.

Таким образом, принятые изменения не позволяют аптечным организациям с 1 января 2020 г. использовать ЕНВД и ПСН.

Принятый Федеральный закон №325–ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" может привести к следующим последствиям.

Налоговая нагрузка на аптечные организации значительно вырастет. Также в связи с усложнением ведения налоговой отчетности появится необходимость в увеличении расходов на персонал — бухгалтера. Деятельность многих аптечных организаций станет убыточной. В случае если аптечная организация не закроется, руководство для компенсации дополнительных расходов будет вынуждено:

  • увеличить наценку на товары аптечного ассортимента, в т.ч. на лекарственные препараты, не входящие в перечень ЖНВЛП, в целях компенсации дополнительных расходов. Это приведет к снижению доступности данной группы лекарственных препаратов для населения. Особенно это скажется на лекарственном обеспечении отдаленных и труднодоступных населенных пунктов;
  • снизить издержки обращения в виде арендной платы (например, сократить площадь аптечной организации или сдать часть помещения в субаренду);
  • уменьшить заработную плату.

ООО ФЦ "Знание" в августе был проведен опрос "Что изменится для аптечных организаций после 01.01.2020 г.?", посвященный внесениям изменений в Налоговый кодекс и, как следствие, отмене ЕНВД и ПСН для данных организаций. В опросе приняли участие 1684 респондента.

65% фармацевтических работников считают: вследствие увеличения налоговой нагрузки в аптечной организации, где они работают, произойдет рост наценки на товары аптечного ассортимента. 18% предполагают снижение издержек обращения в виде арендной платы и 12 % — уменьшение заработной платы. И только 5% фармацевтов и провизоров считают, что аптечную организацию придется закрыть. Как говорится, надеемся до последнего...

Глава 26.3 "Система налогообложения на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса действует до 1 января 2021 г. (п. 8, ст. 5 Федерального закона №97-ФЗ от 29.06.12 «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности"). Досрочная отмена ЕНВД для отдельных категорий налогоплательщиков приведет к нарушению их конституционных прав и экономических интересов.

А налогоплательщиков из «отдельных категорий» не так уж и мало. По данным АСНА, сейчас в системе ЕНВД работают 40% всех аптечных организаций, причем в некоторых регионах доля таких организаций может достигать 50% (например, на Северном Кавказе).

Патентную же систему налогообложения используют около 1% аптечных организаций.

Указанные режимы налогообложения удобны аптечным организациям по следующим причинам:

  • сумма налога не зависит от доходов аптечной организации;
  • простота расчета налога;
  • возможность не платить некоторые виды налогов (например, НДС, налог на имущественные ценности, в отличие от основной системы налогообложения).

Что может помочь аптекам пережить стремительный переход с этих специальных режимов на новые системы налогообложения?

Некоторые региональные законы устанавливают ставки по налогу, взимаемому по упрощенной системе налогообложения (УСН), при отдельных видах деятельности ниже, чем максимальное значение, предусмотренное федеральным законодательством. Вопрос возможности применения дифференцированных налоговых ставок для налогоплательщиков, осуществляющих фармацевтическую деятельность и применяющих УСН, находится в компетенции органов власти субъектов РФ.

Альтернативой может быть введение переходного периода с прогрессивной шкалой налоговых ставок для налогоплательщиков, осуществляющих фармацевтическую деятельность и применяющих УСН, что позволит смягчить переход с ЕНВД на УСН для аптечных организаций. Данный вопрос решается также на региональном уровне.

Специализированные
мероприятия
   
АПТЕКА 2024
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Как трансформируется контроль и надзор в фармотрасли
 Мнение специалиста

Титова Жанна

Директор по качеству-провизор ГК «Сантэнс»

Почему необходимо вернуть фармацию здравоохранению?
 Мнение специалиста

Гридякин Владимир

Генеральный директор ООО «Альянс-Фарм», врач

Вопрос о доступности Феназепама для пациентов в аптеках
 Мнение специалиста

Сучкова Елена

Директор по взаимодействию с органами государственной власти, общественными организациями, по обеспечению доступа на рынки России и ближнего зарубежья АО «Валента Фарм»

Маркировка и индикаторы риска: что меняется в оптовом звене
 Мнение специалиста

Власов Гарольд

Управляющий директор фармацевтического 3PL-оператора NC Logistic

Растет число обращений от производителей БАД и медизделий
 Мнение специалиста

Курашева Светлана, Вице-президент по развитию операций ГК «Сантэнс»

Чмелев Владимир, Руководитель департамента бизнес-технологий ГК «Сантэнс»

Волошина Светлана, Ведущий менеджер по продажам CTT ГК «Сантэнс»

Специализированные
мероприятия
   
АПТЕКА 2024