Главное — это постоянное качественное развитие
Валиева Ольга
Коммерческий директор аптечной сети "Аптека 24 — Дежурная аптека"
В мегаполисах, областных центрах и даже городах среднего размера аптечных "точек" сегодня много. Отсюда жесткая конкуренция за посетителя — и, как правило, она ведется известным всем способом "ценовых войн"…
Этот вид конкурентной борьбы не случайно назвали "тактикой выжженной земли". Наценки становятся настолько низкими, что коммерческая эффективность падает ниже допустимых значений. Доход перестает быть достаточным даже для окупаемости работы конкретной аптеки. Выжить в таких условиях сложно. Не очень–то радужны и перспективы аптечных организаций, которые в дальнейшем придут на это место.
А результат очевиден: многие сети уже начали оценивать рентабельность каждой аптеки в отдельности. Долго работать "в минус" никто не сможет, даже крупная компания.
Прибавим к картине еще один штрих — кадровый. Фармацевтических специалистов сегодня катастрофическая нехватка. Не добавляет оптимизма и взаимодействие с дистрибуторами: с каждым годом оно становится все более сложным. Ничего удивительного в этом нет — поставщики тоже учитывают возможные риски. Мы со своей стороны стараемся всегда соблюдать платежную дисциплину, не требуем больших отсрочек и контролируем оборачиваемость дебиторской задолженности по компании.
К сожалению, в периоды пика пандемии некоторые дистрибуторы пытались манипулировать дефицитными лекарственными препаратами, нагружая аптеки «в довесок» ненужным им ассортиментом. Такие «акции» мы не приветствуем и в них не участвуем.
В целом минувший год для нашей аптечной сети был непростым, но достаточно успешным. Так, в начале 2021–го мы открыли четыре аптеки — и при этом не закрывали ни одной, а большую часть наших экономических показателей удалось улучшить.
Наша организация небольшая — всего 26 аптек в разных районах Москвы. В названии постарались отразить основной принцип работы: почти все наши аптеки — круглосуточные, то есть "дежурные". Остроту кадрового вопроса в фармации в последнее время ощущаем в полной мере, но большой плюс малых форматов как раз в том и состоит, что руководство может быстро реагировать на обратную связь от сотрудников и оперативно исправлять ситуацию. Что очень и очень важно. Удовлетворенность и мотивация фармацевтического специалиста должны быть не только денежными (хотя этот фактор — один из ключевых). Человеку должно быть комфортно на рабочем месте.
Правда, говоря о комфортных условиях труда, нельзя не отметить другой отрицательный фактор — несовершенство функционирования маркировки. Задержки с приемкой лекарственных препаратов, а именно — "выгрузкой" данных из системы МДЛП — остаются значительными. Они до сих пор могут приводить к отказам в приобретении лекарств. И что делать фармацевту и посетителю–пациенту, если другие упаковки тоже "не читаются"?
Тем не менее, наш прогноз на 2022 год — скорее оптимистичный. Мы настроены на активную профессиональную деятельность и работаем над выстраиванием всех процессов взаимодействия с дистрибуторами, производителями и клиентами. Ведь в первую очередь аптека должна быть уверена в "правильности" своей работы. А это соблюдение всех стандартов и правил — и оперативное реагирование на изменения и корректировки в нормативно-правовой базе. В данном направлении очень помогают аптечные ассоциации.
Не забываем и о новых задачах для сохранения лояльности посетителя. Современные тренды становятся все ярче, и сегодня уже нельзя сказать, что их должны развивать только крупные и крупнейшие сети. Небольшим аптечным организациям тоже стоит задуматься над "веяниями" времени. Самое главное — это постоянное качественное развитие. Останавливаться никогда нельзя.