Главное — ничего не бояться и двигаться вперед
Согоян Самсон Геворкович
Генеральный директор сети аптек «Самсон–Фарма»
ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ 2014–2015 гг.
В итоге произойдет падение уровня продаж оригинальных препаратов и, как следствие, падение среднего чека в аптеках.
ПРОЕКТ "ЛЕКАРСТВА В РИТЕЙЛЕ"
Убеждение, что безрецептурные препараты полностью безобидны, — миф. Даже у витаминов есть противопоказания. Очень многие витаминные комплексы нельзя принимать, например, во время беременности, а продавцы в магазинах о таких ограничениях не знают. Более того, любое лекарство в больших дозах — это яд. Отравления лекарственными средствами в нашей стране происходят очень часто, их опережают только отравления наркотиками и алкоголем. Продажа медикаментов вне аптеки — угроза здоровью нации. Даже если это всего лишь витамины.
На сегодняшний день государство обсуждает новый законопроект о возможности продажи лекарственных препаратов в магазинах. Если данный законопроект будет согласован, то торговля медикаментами в супермаркетах приведет к тому, что каждая третья аптека в нашей стране закроется. Опрос покупателей в сети аптек "Самсон–Фарма" (выборка — 19 157 человек) говорит о том, что наша аудитория негативно воспринимает такие нововведения, 77,5% покупателей нашей сети против торговли лекарственными препаратами в магазинах. В отличие от продаж лекарств в магазине, доставка препаратов на дом, напротив, сделает лекарственную помощь доступнее, безусловно, если разрешить интернет–торговлю медикаментами только проверенным участникам фармацевтического рынка.
Сторонники продаж лекарственных средств не в аптечных торговых точках любят ссылаться на американский пример. Однако в США фармацевтический рынок, где одновременно продаются и препараты, и еда, и журналы, – это аптека, которой разрешено торговать не только фармацевтическими, но и другими товарами. Во всем мире, даже в западных странах, даже там, где есть лекарственное страхование, аптеки не особенно рентабельны. И по этой причине им дают возможность улучшить свое положение путем реализации товаров, более прибыльных, чем лекарства.
НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
За последнее время значительно ужесточилась конкуренция, возросло количество аптек, которые существенно нарушают лицензионные требования и недобросовестно конкурируют на рынке. Это относится не только к аптекам–дискаунтерам. При проведении проверок выявляются многочисленные нарушения в части порядка отпуска лекарственных препаратов.
Осложнить положение дел на фармацевтическом рынке способна и реформа здравоохранения, которая повлекла значительные сокращения врачей. Лично для меня, для нашей аптечной сети это очень большой риск. Многие молодые врачи, в отличие от докторов старой школы, с рецептом на "Вы". Поэтому велик риск уменьшения числа выписанных рецептов — и, соответственно, уменьшения числа продаж рецептурных препаратов в аптеках. Зачастую из 100 человек, окончивших фармацевтический вуз, всего 3–4% устраиваются на работу в аптеку. Другие аптечные сети "решают проблему" нехватки кадров с нарушениями, принимая на работу сотрудников, имеющих непрофильное образование: медсестер, педагогов и т.д. В связи с этим наблюдается непрофессионализм в деятельности сотрудников аптечных сетей. Безусловно, конкурировать с такими аптечными сетями, как и с сетями, где система оплаты труда непрозрачна, — затруднительно.
Для аптечной сети "Самсон–Фарма" 2014 год был самым интенсивным и успешным. За 11 месяцев работы оборот компании "Самсон–Фарма" вырос на 25% и составил 7,5 млрд руб. При этом количество покупателей увеличилось на 22%. По данным аналитической компании RNC Pharma, мы оказались первыми в комплексном рейтинге и первыми по среднему чеку по данным Vademecum. На сегодняшний день 63% наших аптек работают в круглосуточном режиме.
В целях повышения качества обслуживания наших покупателей в 2014 г. были внедрены электронные очереди и электронный опрос мнения потребителей. Мы гордимся нашей обратной связью и скоростью обработки данных, т.к. это существенно облегчает процесс принятия как бизнес–решений, так и решений, связанных с введением в ассортимент новой линейки продукции.
Создавайте дополнительные мотивации для посетителей. Современный покупатель сегодня – это образованный и претенциозный клиент, поэтому сеть аптек "Самсон–Фарма" создает мотивационные программы, выпускает скидочные карты лояльности, вкладывает средства в сотрудников предприятия, повышая их интеллектуальный капитал.
Каждая аптечная сеть должна создать для своего посетителя свой закрытый клуб. Тогда люди заинтересуются: а какие еще привилегии могут быть им доступны?
Самое главное для всех нас — ничего не бояться и двигаться вперед.