Главное в интернет–торговле — ответственность за лекарство
Любимов Дмитрий
Генеральный директор ООО "Муромские Аптеки" (г. Муром)
Но только потому, что покупательская способность низкая, и крупным игрокам такие местности неинтересны в силу нерентабельности.
Крупные сети выбирают места с достаточной покупательской способностью и с лучшей локацией для переключения трафика на себя. Сейчас на рынке сложилось мнение, что открытие аптеки на новом месте невыгодно и даже рискованно. К этому подталкивают прогнозы экспертов — о том, что розничный фармацевтический рынок скоро начнет сжиматься, и поэтому стратегии нужно менять.
Вот почему аптечные компании предпочитают купить действующего игрока или же паразитировать на его трафике. Во втором случае единичным аптекам приходится очень тяжело: агрессивные сети начинают демпинговать жестко, пока аптека не перестает существовать.
Как защититься?
Главное — сохранить лояльных посетителей и лучших сотрудников. Для этого придется заняться бюджетированием, пересмотреть ценообразование. Максимально "отстроиться ассортиментом" — ведь товарные матрицы федеральных сетей продиктованы маркетингом. И потому не смогут охватить все позиции на нашем конкурентном рынке.
Не стоит сокращать ассортиментную матрицу — это только приведет к оттоку посетителей. Скорее всего, придется работать в убыток. Но надо понимать, что конкурент тоже работает в убыток, и, не достигнув целевых показателей к моменту Х, будет искать другое место для достижения своих целей.
Кто может помочь небольшой аптеке выполнить задачи, о которых рассказано выше?
Помочь могут, к примеру, фармацевтические союзы. В них сейчас активно создают СТМ или предлагают эксклюзивные позиции, знакомят с новинками производителей. А также проводят обучение фармацевтов и провизоров, очень необходимое в конкурентной среде и борьбе за лояльных покупателей.
Что еще хотел бы отметить из аптечных тенденций?
Все мы — независимо от охвата и формата — ждем принятия закона, легализующего интернет–торговлю. Заказы онлайн — это уже настоящее, а не будущее. Но уже сейчас нужно создать равные правила игры как для аптек, так и для пунктов выдачи, а иначе останутся только "пункты выдачи" с неконтролируемым оборотом лекарств.
Конечно, доставка необходима — это создаваемая новая ценность для покупателя. Но при отлаживании системы интернет–торговли ответственность за лекарство, его качество и условия транспортировки нужно ставить в приоритет. Поэтому необходимо проработать механизм доставки препаратов вначале на межрегиональном уровне (только между производителем (дистрибутором) и аптеками). А на местном уровне — между аптекой и заказчиком.
Для сохранения максимальной ответственности за лекарства — включить в процесс фармацевтическую курьерскую службу. И только на местном уровне. Курьерская служба отвечает за доставку. И строго за нее одну. Иначе можем вернуться назад, когда автолавки с лекарствами курсировали за "потребительским трафиком", и контролировать их деятельность было очень сложно.