Главный бенефициар в цепи ценообразования — не аптека
Шульга Ярослав
Основатель аналитического агентства Shulga Consulting Group
Как это часто и бывает, ситуация в глазах большинства людей и реальная картина происходящего несколько различаются. Так, сейчас на фоне катастрофического обрушения туристического, ресторанного и иных секторов экономики в социуме бытует убеждение: у аптек все прекрасно. Во–первых, за счет того, что аптекам позволили продолжать свою деятельность в полноценном рабочем режиме, а во–вторых, конечно же, аптечный сектор просто расцвел на "масках, антисептиках и перчатках", цены на которые действительно резко увеличились.
В суровой действительности на фоне коронавирусной пандемии ситуация в аптечном секторе с «финансовой точки зрения» такого уверенного оптимизма не вызывает. Действительно, аптекам позволили вести полноценную деятельность в условиях пандемии. Однако, судя по отчетам аналитических агентств, проводящих еженедельный мониторинг рынка, какого–то уверенного и стабильно продолжительного ажиотажного спроса на фармацевтическую продукцию попросту не было.
Да, действительно были некие всплески спроса на противовирусные препараты, на антисептики и маски… Но эти колебания в сторону "плюса", во–первых, наблюдались исключительно на отдельные позиции аптечного ассортимента. Во-вторых, они не держались на пике действительно продолжительное время. В–третьих, указанные товарные позиции мгновенно попали в дефектуру. А также, как это часто и бывает после подобных "всплесков", произошел "отскок". И фармрынок "отыграл" назад указанную позитивную тенденцию.
Более того, аптечный сектор — в отношении тех же масок и антисептиков — не являлся основным выгодоприобретателем во всей цепочке ценообразования. Давайте будем откровенны: на этих наименованиях "заработали" главным образом не аптеки, а совершенно иные организации. Не говоря уже о том, что все указанные товары относительно оперативно появились и в продуктовых магазинах, и на бензозаправочных станциях, и везде, где только можно.
Таким образом, говорить о значительном росте выручки аптечных учреждений не приходится. Покупательская способность населения в целом (по причине нахождения такового на самоизоляции), безусловно, также вызывает пессимистические ощущения. А рентабельность аптечной деятельности ввиду введения маркировки и отмены ЕНВД, безусловно, «просядет». Так как специальные налоговые режимы были явным подспорьем для многих аптечных учреждений, одиночных аптек и малых сетей. Точно так же среди аптечного сектора наблюдается определенная тревога — ввиду придания ускорения принятию закона о дистанционной торговле, от которого малые, средние и даже крупные аптечные сети, конечно же, больше проиграют.
Рассчитывать на какие–то льготы и субсидии от государства аптекам также не приходится: сегодня они не отнесены к числу пострадавших...