Изменит ли Налоговый кодекс цены в аптеках?
Преснякова Виктория
Исполнительный директор СРО АСНА
В первую очередь, это себестоимость. А розничная цена зависит уже от цен дистрибуторов, спроса, издержек предприятий, в том числе и аптеки.
В самом начале — затраты производителя на разработку, исследования, производство и продвижение на рынке конкретного препарата. А розничная цена зависит уже от цен дистрибуторов, спроса, издержек предприятий, в т.ч. и аптеки.
Компания–дистрибутор добавляет свой процент от цены производителя. На разные препараты он различен. Отечественные — не более 15%, импортные — 25%. Чем дороже лекарство, тем меньше процент его наценки. То же самое с известными и быстро оборачиваемыми продуктами — в среднем 15%.
Аптечная наценка составляет не более 35% к отпускной цене организации оптовой торговли лекарственными средствами и не более 50% к фактической отпускной цене производителя лекарственных средств (на практике наценка в аптеке редко превышает 15% — есть и такие лекарства, на которые она составляет 1%). Вот почему так важны изменения, произошедшие сегодня в ценообразовании на препараты из перечня ЖНВЛП. Ведь закон установил требования к обязательной регистрации их предельных отпускных цен производителя в сторону снижения.
Новая методика не регулирует ценовые надбавки в аптеке. Но они определяются на региональном уровне – и, конечно, их коррекция происходит не в большую сторону. Снижение розничных надбавок на препараты Перечня ЖНВЛП существенно ухудшит положение аптечных организаций. Оно станет дополнительным минусом для рентабельности аптеки и ее способности выжить. В некоторых случаях – приведет к закрытию...
Да, сегодня часть лекарств переходит из нижних ценовых сегментов в более высокий. Однако среди причин этому — инфляция и естественный рост. Растут цены на субстанцию для лекарств, на упаковку и оборудование, растут расходы на электроэнергию, транспорт, аренду и налоги. И если для фармпредприятия препарат становится нерентабелен — его не интересно выводить на рынок, такой препарат только увеличит издержки производителя.
Расходы аптеки тоже растут. И ее маржинальность падает. Но верно ли то, что аптеке невыгодно реализовать дешевые препараты?
Процент аптечной наценки на дорогостоящие ЛС гораздо ниже, чем на дешевые. Например, на дорогое лекарство может быть 1%, а на дешевое 12–17%. Да и оборачиваемость доступных по цене препаратов намного выше. То есть вложенные в товар средства возвращаются гораздо быстрее. Значительную часть минимального ассортимента также составляют лекарства нижнего и среднего ценового сегмента.
Стоит обратить внимание на еще один сложный момент, который может повлиять на аптечное ценообразование. Речь о поправках в Налоговый кодекс, разработанных Минфином России и принятых Госдумой 10 июля 2019 г. в первом чтении.
Внести изменения предложено в статью 346.26 (ЕНВД) и в статью 346.45 Кодекса (патентная система налогообложения). А именно — установить, что "налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю и применяющие единый налог на вмененный доход и (или) патентную систему налогообложения, утрачивают право на применение указанных специальных налоговых режимов при осуществлении реализации товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации".
Если такие нормы вступят в силу, деятельность большинства аптек в регионах сделается убыточной. Для компенсации расходов (в т.ч. фонда заработной платы) аптеки вынуждены будут увеличить торговую наценку на лекарственные препараты, не входящие в Перечень ЖНВЛП, а это 68% объема аптечного розничного рынка. Это приведет к повышению цен на лекарства и, как результат, к падению доступности фармацевтической помощи. Особенно это скажется на лекарственном обеспечении отдаленных и труднодоступных районов.
С моей точки зрения, в результате нововведений никто не выиграет — ни аптеки, ни производители. Пострадает в итоге доступность лекарственных средств. А значит — пациент.