Санкт–Петербургская государственная химико–фармацевтическая академия (СПХФА) активно взаимодействует с работодателями из фармотрасли. Декан факультета промышленной технологии лекарств, к.ф.н., доцент Алексей Леонидович Марченко рассказал участникам круглого стола «Эффективность кластера как организационно–экономической системы», состоявшегося в рамках выставки «ФАРМТЕХ–2013», об образовательных проектах Академии, проводимых практиках и стажировках, организации кафедр и целевом приеме абитуриентов.
В 2011 г. в Академии стартовало сразу несколько образовательных проектов. Первый — создание национального центра подготовки кадров компании Stada (при ее поддержке СПХФА вступила в международную фармацевтическую федерацию). Второй проект носит название «Больше, чем образование», он направлен на подготовку лидеров российской фармпромышленности. Соглашение о реализации проекта было заключено между правительством Санкт–Петербурга, СПХФА, компаниями «Биокад» и «Пфайзер». В том же году подписано соглашение между Академией и компанией «Новартис», результатом которого стало создание проекта «Время новых идей». За первый год его существования более 1000 студентов, аспирантов, молодых ученых вузов и НИИ Санкт–Петербурга посетили лекции специалистов компании «Новартис» (одна из тем лекций — «Компьютерное моделирование разработки ЛС»).
Также Академии в 2011 г. были переданы права на использование учебной программы «Разработка лекарственных средств». В ее создании участвовали ученые из Йельского университета США. Эта программа используется при подготовке аспирантов СПХФА по таким специальностям, как «Организация фармацевтического дела», «Технология лекарственных форм», «Фармацевтическая химия и фармакогнозия».
Студенты факультета промышленной технологии Академии проходят учебную, учебно–технологическую, преддипломную практику на 30 базах. В рамках проекта «Больше, чем образование» студенты стажируются на предприятиях компаний «Биокад» и «Пфайзер» (летом 2012 г. — на биотехнологическом производстве «Пфайзер» в Ирландии, а также на предприятии по производству готовых лекарственных форм в Турции; в 2013 г. — на предприятии этой же компании в Великобритании).
Еще один вариант взаимодействия Академии с работодателем — создание совместной кафедры и лаборатории на базе СПХФА. В 2012 г. для проведения научных исследований по фармацевтической биотехнологии была создана кафедра технологии рекомбинантных белков, которая находится на базе инновационного научно–исследовательского центра компании «Биокад» в особой экономической зоне в Санкт–Петербурге. В том же году в Академии состоялось открытие лаборатории при поддержке компании «Сарториус». Современное оборудование лаборатории используется в учебном процессе при выполнении дипломных проектов и дипломных работ, а также на курсах повышения квалификации специалистов Академии.
А.Л. Марченко особое внимание уделил работе Академии по целевому приему в высшее учебное заведение. Целевой прием — это контрактная подготовка специалистов за счет госбюджета. Преимущества такого приема: целевая подготовка кадров, стабильное пополнение кадрового состава в долгосрочной перспективе, отсутствие финансовой нагрузки на предприятие, возможность контроля подготовки специалистов.
Процесс состоит из нескольких этапов: 1–й — фармкомпания обращается в местные органы исполнительной власти; 2–й — те, в свою очередь, формируют заявку в Академию на основании обращения фармкомпании; 3–й — далее в формирование заявки вступает Минздрав России и 4–й — Министерство здравоохранения РФ определяет квоту для Академии. На факультете промышленной технологии лекарств целевой прием ведется по двум приоритетным направлениям: химическая технология и биотехнология. В 2013 г. было выделено 90 бюджетных мест на химическую технологию и 45 — на биотехнологию. А. Марченко выразил надежду, что количество студентов по целевому набору в СПХФА возрастет.
НА ПРИМЕРЕ КАЛУЖСКОГО ФАРМКЛАСТЕРА
Зав. кафедрой фармацевтической и радиофармацевтической химии НИЯУ МИФИ, д.ф.н. Наталья Борисовна Эпштейн рассказала об особенностях подготовки кадров для фармотрасли и центров ядерной медицины.
Сегодня в мире около 80% вузов готовят кадры по специальности «Промышленная фармация». В России же утвержденные стандарты ФГОС ВПО по направлению «Промышленная фармация» до сих пор отсутствуют.
Н.Б. Эпштейн привела в пример вариант решения проблемы кадров в Калужской обл., где действует фармкластер, включающий 26 фармпредприятий, работает и кластер ядерной медицины, пока не оформленный юридически. В свое время преподаватели вуза собрали директоров, ведущих специалистов предприятий Калужского фармкластера и спросили: «Что должны уметь специалисты, которые придут к вам работать, какими компетенциями они должны обладать?» Представители фармкомпаний перечислили необходимые требования.
Все процессы обучения кадров для радиофармацевтической отрасли те же, что и для специалистов традиционной фармпромышленности, но есть и свои особенности. В результате были введены во ФГОС ВПО профили по промышленной фармации в направления подготовки: «Материаловедение и технологии материалов», «Химия, физика и механика материалов» с определением перечня обязательных для изучения профессиональных фармацевтических и медицинских дисциплин; в рамках имеющихся стандартов были разработаны программы, которые лицензированы в 2010 г., а в 2012 г. аккредитованы. В июле 2013 г. состоялся первый выпуск магистров (7 чел.) по программе «Промышленная фармация» (все специалисты были трудоустроены на предприятиях Калужского фармацевтического кластера и продолжают успешно там работать).
В НИЯУ МИФИ осуществляется дуальная система образования. Ее преимущество в том, что параллельно обучению в ИАТЭ НИЯУ МИФИ у студентов идет стажировка на предприятиях работодателей Калужского фармацевтического кластера: «Хемофарм», «АстраЗенека», «ОХФК», «Бион», «Химфармкомплект», «Берахим», «Ново Нордиск», ГНЦ РФ — ФЭИ, НИФХИ. Кстати, дуальная система обучения реализуется не только в фармацевтическом, но и в автомобильном кластере.
Н.Б. Эпштейн отметила, что структура и содержание программ обучения студентов связаны с особенностями промышленной технологии, используемой фармкомпанией (к примеру, уклон на таблеточное производство компании «Хемофарм»). Если на предприятии происходят какие–то изменения, вуз оперативно меняет план обучения.
Н.Б. Эпштейн подчеркнула, что необходимо развитие модели целевой подготовки специалистов для конкретных фармацевтических производств. Сейчас в этом вопросе есть ограничения. Так как обучение на бюджетных местах идет за счет государства, Минздрав России принимает, прежде всего, заявки от бюджетных организаций в фармотрасли, а их не так уж много в стране. И так как не все предприятия могут подать заявки на целевое обучение кадров, в ближайшее время это может стать большой проблемой для фармотрасли. Завкафедрой сомневается, что предприятия будут готовы обучать студентов в вузе за свой счет.
Она также добавила, что если российская фарминдустрия хочет работать на международном уровне, то в обучение должна быть введена специальность «промышленная фармация». В НИЯУ МИФИ готовы взяться за разработку соответствующих стандартов, чтобы готовить специалистов, способных воспроизводить не только дженерики, но и разрабатывать оригинальные лекарственные препараты.