16.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024 18+
16.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024
// Тема номера

Как бороться с монополизацией, не имея определения?

Первое, с чего мы начнем, — констатация того, что обсуждаемые нами парламентские инициативы по своему возможному будущему влиянию на рынок — масштабные и во многом знаковые.

Шульга Ярослав
Руководитель консалтинговой компании Shulga Consulting Group

Сразу оговоримся, что сегодняшняя стадия законопроекта может кардинально отличаться от итоговой, то есть той, которая в будущем воплотится в жизнь. Но уже сейчас четко вырисовываются объемы грядущих изменений.

О каждой рассматриваемой инициативе можно дискутировать часами, но хотел бы отметить отдельно юридическое закрепление термина "аптечная сеть". Годами и регулярно в парламенте и других регуляторных структурах периодически звучат планы и предложения о демонополизации рынка и «разгроме» аптечных сетей, о контроле маркетинговых соглашений, "играют" в которые именно сети, а не одиночные аптеки. Это перечисление можно продолжать и дальше. но нам важно отметить, что всевозможные "рационализаторские предложения" упираются в отсутствие юридически, законодательно определенного понятия "аптечная сеть". О какой демонополизации аптечных сетей можно говорить, не имея их определения и четких признаков?

Мы отлично понимаем, что у какой–либо группы аптек, по сути, даже скорее, по логике являющейся сетью, вполне могут быть и несколько реальных/номинальных собственников с аффилированностью от очевидной до труднодоказуемой; у таковой группы аптек вполне может присутствовать относительно децентрализованное управление; отсутствие единого стилистического оформления и прочие критерии, значительно осложняющие определение "аптечной сети".

А маркетинговые объединения? Как пример, группа абсолютно не аффилированных аптек с абсолютно независимыми собственниками и юридическими лицами, которые реализуют даже не общую маркетинговую/ассортиментную/ценовую политику, а некоторые общие ее элементы? А иной раз — еще и "время от времени"? Как их–то определять?

В любом случае юридическое закрепление понятия "аптечная сеть" — крайне необходимая и знаковая инициатива. Безусловно, что критерии включения организации в "аптечную сеть", а возможно, даже критерии исключения — крайне непростой и болезненный вопрос. Очевидно, что фиксация этого статуса в законодательном акте во многом "даст зеленый свет" для новых регуляторных инициатив. Очевидно, что далеко не все эксперты, специалисты, участники аптечного рынка будут согласны с критериями определения аптечных сетей, какими бы эти критерии ни оказались в итоге.

Но в любом случае отсутствие понятия "аптечная сеть" на законодательном уровне значительно ограничивало многие и многие иные инициативы, как нужные и целесообразные, так и с совершенно обратным эффектом, увы.

Специализированные
мероприятия
Omni farma
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Как трансформируется контроль и надзор в фармотрасли
 Мнение специалиста

Титова Жанна

Директор по качеству-провизор ГК «Сантэнс»

Почему необходимо вернуть фармацию здравоохранению?
 Мнение специалиста

Гридякин Владимир

Генеральный директор ООО «Альянс-Фарм», врач

Вопрос о доступности Феназепама для пациентов в аптеках
 Мнение специалиста

Сучкова Елена

Директор по взаимодействию с органами государственной власти, общественными организациями, по обеспечению доступа на рынки России и ближнего зарубежья АО «Валента Фарм»

Маркировка и индикаторы риска: что меняется в оптовом звене
 Мнение специалиста

Власов Гарольд

Управляющий директор фармацевтического 3PL-оператора NC Logistic

Растет число обращений от производителей БАД и медизделий
 Мнение специалиста

Курашева Светлана, Вице-президент по развитию операций ГК «Сантэнс»

Чмелев Владимир, Руководитель департамента бизнес-технологий ГК «Сантэнс»

Волошина Светлана, Ведущий менеджер по продажам CTT ГК «Сантэнс»

Специализированные
мероприятия
Omni farma