Конструктивный диалог с регуляторами во время пандемии
Котухова Яна
Директор по работе с органами государственной власти и внешним коммуникациям по странам ЕАЭС компании "Сервье"
Однако пандемия, введенные ограничения и экономическая ситуация в целом не обошли фармацевтическую отрасль стороной. Во время "локдауна" остро вставал вопрос: каким образом сложившаяся ситуация повлияет на пациентов с точки зрения доступности производимых лекарств, не связанных с лечением COVID–19? И в этой связи был очень важен мониторинг ситуации и государственных инициатив, а также оперативная обратная связь с принимающими решения стейкхолдерами.
Мы вели прямой диалог с Минздравом, Минпромторгом, Федеральной таможенной службой и другими органами власти, информируя о возникающих ситуациях, например, об увеличении времени на импорт субстанций, сырья, упаковочных материалов. При этом в сложившейся ситуации ключевыми приоритетами для государства, несомненно, были:
- с одной стороны, необходимость оперативного реагирования на острые потребности больных COVID–19;
- с другой — поддержка пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями (например, такими как сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет, онкологические заболевания), для которых критически важен ежедневный бесперебойный прием препаратов.
Кроме того, нашу обеспокоенность ситуацией и предложения по возможным мерам поддержки фармацевтической отрасли мы транслировали через профессиональные ассоциации, а также Клуб здравоохранения при посольстве Франции, президентом которого является управляющий директор компании "Сервье" в России и ЕАЭС Жером Гаве. На этих платформах мы могли регулярно обмениваться информацией с другими участниками фармацевтического рынка, чтобы лучше понимать общую картину и предпринимать активные совместные шаги.
При подготовке к запуску системы обязательной маркировки лекарственных препаратов у фарминдустрии возникали серьезные опасения, что закрытие границ и невозможность приезда в Россию иностранных специалистов для донастройки оборудования и ИТ–систем может негативно отразиться на запуске проекта в срок (с 1 июля 2020 г.). И здесь работа была проведена со стороны индустриальных ассоциаций и объединений, которым удалось доказать необходимость плавного вхождения и гибкого подключения всех участников к системе. Благодаря слаженной работе команды мы были готовы к запуску еще до начала пандемии и связанного с ней карантина, а конструктивный диалог с Минпромторгом и ЦРПТ позволил оперативно решать все возникающие вопросы.
Не менее важным в период пандемии было также поддерживать текущие бизнес–процессы и своевременно решать вопросы, связанные в т.ч. с режимом повышенной готовности, введенным указом мэра Москвы. И здесь благодаря тому, что у московского фармацевтического завода "Сервье РУС" есть статус промышленного комплекса, у нас была возможность вести системный диалог с московским правительством и получать комплексную поддержку по самому широкому кругу вопросов. В том числе и по таким, казалось бы, достаточно техническим, как средства индивидуальной защиты для использования сотрудниками на производстве и в офисе, пропуска для передвижения по городу и мн. др.
Мы оперативно получали всю необходимую помощь для обеспечения непрерывности производства и бесперебойной работы нашего московского завода в этот непростой период.
Какие регуляторные меры могли бы помочь в решении возникших трудностей? За I и II кварталы 2020 г. государством в связи с распространением коронавирусной инфекции был принят ряд давно обсуждаемых и очень ожидаемых регуляторных инициатив в области фармацевтики и здравоохранения. Среди ключевых — онлайн–торговля безрецептурными лекарственными препаратами, расширенные возможности использования телемедицины и электронных рецептов, приостановление правила «третий лишний» в госзакупках для некоторых групп лекарственных препаратов.
Вне всяких сомнений дальнейшее развитие этих инициатив внесет значительный вклад в совершенствование системы лекарственного обеспечения в России. При этом представляется крайне важным продолжить работу по расширению возможностей онлайн–торговли и на рецептурные лекарственные препараты. Несмотря на то, что вопрос пока остается открытым, в т.ч. из-за сложностей с внедрением электронного рецепта по всей территории страны, это решение системное, которое позволит пациентам (в т.ч. с хроническими неинфекционными заболеваниями) сохранять приверженность назначенному лечению даже в условиях сложной эпидемиологической ситуации.
Еще одна востребованная инициатива — развитие законодательства по вопросу телемедицины. Так, летом был принят закон об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в России. Такие режимы могут устанавливаться в т.ч. для проектов в области телемедицины. Пилотный проект уже реализуется в Москве, в частности, для пациентов с COVID–19, а также активно поддерживается некоторыми страховыми компаниями. Несомненно, развитие телемедицины будет продолжено и на федеральном уровне, что крайне востребовано в современном контексте.