14.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
14.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Нам не хватает адекватного взаимодействия

В нашей стране врачи в своей работе сталкиваются с большим количеством сложностей. Одна из основных, на мой взгляд, это неудовлетворительные условия труда, включая материальное стимулирование.

Синотова Светлана
Директор Центра повышения квалификации специалистов ФГБОУ ВО "Санкт–Петербургский государственный химико–фармацевтический университет"

Врачи вынуждены совмещать работу, работать на нескольких ставках и в разных учреждениях, а также выходить на работу после суточного дежурства. Это приводит к высокому уровню стресса, усталости и, как следствие, к возможным ошибкам в назначениях, к нежеланию подробно обсудить с пациентом схему лечения.

К таким последствиям приводит еще такой факт, как рекомендуемые Минздравом нормативы времени приема, на которые ориентируются уже многие медицинские учреждения. В среднем за 15 мин. врачу необходимо заполнить всю документацию, обследовать пациента и назначить лечение. Этого времени зачастую не хватает, чтобы объяснить пациенту, что же ему вообще назначено. И выясняется это только в аптеке, а вместе с тем выясняется, что такой препарат у пациента уже есть, либо у него аллергия, либо есть явные противопоказания, в случае рецептурного отпуска фармработник не имеет права подобрать какую-то замену и пациент из аптеки уходит неудовлетворенным.

Немаловажен факт, что в России отмечается нехватка медицинских работников. Большие нагрузки приводят к тому, что врачам некогда посещать конференции, читать профессиональную литературу, повышать свою квалификацию. О новых препаратах, нормах отпуска, правилах выписывания рецептов многие врачи узнают не сразу. И это создает проблему для аптеки. Возникают конфликтные ситуации между фармацевтическим работником и пациентом. Далее следуют звонки в поликлинику, разъяснения, это затягивается во времени, а страдает в этот момент пациент. Решить все эти вопросы довольно непросто. И решать их нужно на государственном уровне. Молодые специалисты не хотят работать в поликлиниках, зачастую вообще не хотят работать по профессии в России.

Государству необходимо создать такие условия, чтобы врач чувствовал себя уважаемым и социально защищенным, восполнить дефицит кадров, чтобы врачам не приходилось работать на двух–трех работах. Конференции, циклы повышения квалификации, семинары должны быть более качественными и доступными для врачей. Информация о тех или иных препаратах сейчас исходит от представителей фармацевтических компаний, которые доносят неполную или искаженную информацию. Около 40% посетителей аптеки избегают посещения врача. На первое место я бы поставила такие заболевания, как ОРВИ, ОРЗ, грипп. Далее глазные инфекции, конъюнктивиты, покраснение глаз, ушибы, растяжения, головные, зубные боли, а также заболевания в сферах гинекологии и проктологии. К самолечению прибегают:

  • из–за нехватки времени посетить врача;
  • недоверия к системе здравоохранения;
  • неудовлетворенности уровнем медицинского обслуживания (начиная уже от регистратуры), а также сомнения в достаточной квалификации специалиста и в том, что ему действительно помогут.

Доступность квалифицированной медицинской помощи могла бы изменить ситуацию. Всем известны очереди к врачам, прием к специалистам расписан на 2–3 недели вперед, а то и на месяц. Мало кто согласен ждать столько времени, а порой и должен ждать.

Недоверие к врачам формировалось годами, изменить эту ситуацию быстро не получится. Необходимо информировать пациентов о вреде самолечения, проводить качественные профилактические осмотры. Чаще освещать в СМИ результаты исследований и достижений именно российских врачей. Также было бы хорошо взять под контроль информацию в Интернете, где различные сайты и форумы (которые необходимо просто закрыть!) пестрят обсуждениями того или иного лечения, самолечения, рецептами, консультациями людьми, которые не имеют ничего общего с медициной. Государству нужно подойти более ответственно к подготовке врачей.

Аптека всегда была связующим звеном между пациентом и врачом. И это взаимодействие не всегда эффективно. Фармацевтические работники дают рекомендации пациентам по выбору ЛС, рациональному использованию, побочным эффектам и т.д., выполняя главную функцию — сохранение здоровья пациента. А здоровое население — это ценность любого государства.

Мне кажется, для того чтобы все пациенты получали свои препараты вовремя, нам не хватает адекватного взаимодействия между структурами здравоохранения (кто там ответственный за закупку льготных препаратов) — поликлиниками и аптеками. Было бы удобно, если бы был один единый реестр граждан, куда занесены все льготные категории и перечень назначаемых препаратов. И к этому реестру имели бы доступ и врачи, и аптеки, и ответственные структуры за закупку и поставки лекарственных средств. Назначая препарат, врач видел бы, что данный препарат есть в аптеке, а комитет по здравоохранению проводил бы адекватные закупки согласно этому реестру.

Думаю, аптека пока не готова участвовать в системе льготного возмещения (страхования). Концепция должна быть доступна и понятна всем участникам системы. А то получится, как с обязательной маркировкой товара. Полная "смута" и никакой ясности.

Что касается мер государственной поддержки, которые могли бы улучшить положение фармацевтических специалистов, — для начала было бы хорошо, если бы аптеку перестали рассматривать как торговую точку. Закрепить участие фармработников в разработке законопроектов и правил, которые касаются лекарственного обеспечения. Увеличить количество бюджетных мест в вузах и колледжах и распределение студентов по местам работы. Необходимы надбавки в ГОБУЗах и для фармработников в части дополнительного отпуска и оклада, как у медицинских работников.

Специализированные
мероприятия
 
ПрофМитинг