Нам не хватает адекватного взаимодействия
Синотова Светлана
Директор Центра повышения квалификации специалистов ФГБОУ ВО "Санкт–Петербургский государственный химико–фармацевтический университет"
Врачи вынуждены совмещать работу, работать на нескольких ставках и в разных учреждениях, а также выходить на работу после суточного дежурства. Это приводит к высокому уровню стресса, усталости и, как следствие, к возможным ошибкам в назначениях, к нежеланию подробно обсудить с пациентом схему лечения.
К таким последствиям приводит еще такой факт, как рекомендуемые Минздравом нормативы времени приема, на которые ориентируются уже многие медицинские учреждения. В среднем за 15 мин. врачу необходимо заполнить всю документацию, обследовать пациента и назначить лечение. Этого времени зачастую не хватает, чтобы объяснить пациенту, что же ему вообще назначено. И выясняется это только в аптеке, а вместе с тем выясняется, что такой препарат у пациента уже есть, либо у него аллергия, либо есть явные противопоказания, в случае рецептурного отпуска фармработник не имеет права подобрать какую-то замену и пациент из аптеки уходит неудовлетворенным.
Немаловажен факт, что в России отмечается нехватка медицинских работников. Большие нагрузки приводят к тому, что врачам некогда посещать конференции, читать профессиональную литературу, повышать свою квалификацию. О новых препаратах, нормах отпуска, правилах выписывания рецептов многие врачи узнают не сразу. И это создает проблему для аптеки. Возникают конфликтные ситуации между фармацевтическим работником и пациентом. Далее следуют звонки в поликлинику, разъяснения, это затягивается во времени, а страдает в этот момент пациент. Решить все эти вопросы довольно непросто. И решать их нужно на государственном уровне. Молодые специалисты не хотят работать в поликлиниках, зачастую вообще не хотят работать по профессии в России.
Государству необходимо создать такие условия, чтобы врач чувствовал себя уважаемым и социально защищенным, восполнить дефицит кадров, чтобы врачам не приходилось работать на двух–трех работах. Конференции, циклы повышения квалификации, семинары должны быть более качественными и доступными для врачей. Информация о тех или иных препаратах сейчас исходит от представителей фармацевтических компаний, которые доносят неполную или искаженную информацию. Около 40% посетителей аптеки избегают посещения врача. На первое место я бы поставила такие заболевания, как ОРВИ, ОРЗ, грипп. Далее глазные инфекции, конъюнктивиты, покраснение глаз, ушибы, растяжения, головные, зубные боли, а также заболевания в сферах гинекологии и проктологии. К самолечению прибегают:
- из–за нехватки времени посетить врача;
- недоверия к системе здравоохранения;
- неудовлетворенности уровнем медицинского обслуживания (начиная уже от регистратуры), а также сомнения в достаточной квалификации специалиста и в том, что ему действительно помогут.
Доступность квалифицированной медицинской помощи могла бы изменить ситуацию. Всем известны очереди к врачам, прием к специалистам расписан на 2–3 недели вперед, а то и на месяц. Мало кто согласен ждать столько времени, а порой и должен ждать.
Недоверие к врачам формировалось годами, изменить эту ситуацию быстро не получится. Необходимо информировать пациентов о вреде самолечения, проводить качественные профилактические осмотры. Чаще освещать в СМИ результаты исследований и достижений именно российских врачей. Также было бы хорошо взять под контроль информацию в Интернете, где различные сайты и форумы (которые необходимо просто закрыть!) пестрят обсуждениями того или иного лечения, самолечения, рецептами, консультациями людьми, которые не имеют ничего общего с медициной. Государству нужно подойти более ответственно к подготовке врачей.
Аптека всегда была связующим звеном между пациентом и врачом. И это взаимодействие не всегда эффективно. Фармацевтические работники дают рекомендации пациентам по выбору ЛС, рациональному использованию, побочным эффектам и т.д., выполняя главную функцию — сохранение здоровья пациента. А здоровое население — это ценность любого государства.
Мне кажется, для того чтобы все пациенты получали свои препараты вовремя, нам не хватает адекватного взаимодействия между структурами здравоохранения (кто там ответственный за закупку льготных препаратов) — поликлиниками и аптеками. Было бы удобно, если бы был один единый реестр граждан, куда занесены все льготные категории и перечень назначаемых препаратов. И к этому реестру имели бы доступ и врачи, и аптеки, и ответственные структуры за закупку и поставки лекарственных средств. Назначая препарат, врач видел бы, что данный препарат есть в аптеке, а комитет по здравоохранению проводил бы адекватные закупки согласно этому реестру.
Думаю, аптека пока не готова участвовать в системе льготного возмещения (страхования). Концепция должна быть доступна и понятна всем участникам системы. А то получится, как с обязательной маркировкой товара. Полная "смута" и никакой ясности.
Что касается мер государственной поддержки, которые могли бы улучшить положение фармацевтических специалистов, — для начала было бы хорошо, если бы аптеку перестали рассматривать как торговую точку. Закрепить участие фармработников в разработке законопроектов и правил, которые касаются лекарственного обеспечения. Увеличить количество бюджетных мест в вузах и колледжах и распределение студентов по местам работы. Необходимы надбавки в ГОБУЗах и для фармработников в части дополнительного отпуска и оклада, как у медицинских работников.