19.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024 18+
19.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024
// Тема номера

Нет инвалидности — значит, нет права на лекарство?

Идея реорганизации системы лекарственного обеспечения, включая льготное, обсуждается достаточно давно.

Древаль Руслан
Директор НП "Центр социальной экономики"

И уже не раз поднимался вопрос о необходимости изменения таких очень нужных, но, к сожалению, в значительной мере устаревших правовых актов, как постановление Правительства РФ от 30.07.94 №890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" и Федеральный закон "О государственной социальной помощи" от 17.07.99 №178–ФЗ… Нормативным документам уже более 20 лет!

И, несмотря на изменения и дополнения, они устарели. В целом, несмотря на тенденцию на смещение акцентов в сторону одноканального финансирования, в настоящий момент в России достаточно сложная структура организации медицинской помощи и лекарственного обеспечения.

Посмотрите на эту схему:

Древаль0619_схема

Любая реорганизация такой чувствительной сферы, как лекарственное обеспечение, прежде всего, должна учитывать несколько фундаментальных принципов.

Первый из них — любые изменения не должны вредить пациентам текущих льготных категорий. Их права не должны быть никак ущемлены. Например, простая отмена постановления №890 приведет к тому, что тысячи граждан фактически потеряют свое право на получение лекарственных препаратов для амбулаторного лечения таких заболеваний, как сахарный диабет, ревматоидный артрит, бронхиальная астма и др. Люди останутся без лечения! Ведь именно это постановление гарантирует получение необходимых лекарств без привязки к инвалидности, но по факту самого заболевания.

Второе — любые обязательства должны быть реализованы с учетом глубокой проработки нормативно-правового регулирования и достаточного финансирования. За последние десять (и даже более) лет накопилось очень много критических замечаний к нормативно–правовому регулированию лекарственного обеспечения граждан. Так, давно нуждаются в изменении положения Федерального закона №178, касающиеся привязки получения необходимых современных препаратов для лечения тяжелых хронических заболеваний к наличию инвалидности.

Почему это важно?

Современная терапия, как правило, пожизненная. Но применение новых научно разработанных препаратов позволяет вернуть человека в трудоспособный статус, а значит инвалидность фактически снимается. Повторюсь, в текущих условиях хорошее лечение приводит к снятию инвалидности, и, в соответствии с указанным законом... к потере права на получение лекарственной терапии. Такой пациент, потерявший свое право на лекарство, вновь становится инвалидом. Иногда его состояние усугубляется.

Поэтому, безусловно, реформа нуждается в очень скрупулезном расчете потребностей в тех или иных лекарственных препаратах.

И вот в данном вопросе, с моей точки зрения, мы попадаем в ситуацию необходимости решения цепочки задач. Для правильного понимания необходимых объемов финансирования всех больных — нужно в достаточной мере понимать количество и структуру заболеваемости в стране. А тут, смею заметить, у нас большие проблемы. Существующая статистика, к сожалению, не отвечает современным требованиям.

Для решения задачи необходимо внедрение качественных федеральных регистров пациентов по всем нозологиям. Только имея информацию из таких регистров, можно в достаточной мере говорить о правильном планировании объемов закупок и верном расчете финансирования.

Необходимость внедрения регистров приводит к необходимости решения следующей задачи — внедрение единого программного обеспечения на территории страны, необходимого финансирования и штатного обеспечения на местах ведения таких регистров. В настоящий момент ведение региональных регистров — фактически дополнительная, безвозмездная нагрузка и для регионального здравоохранения, и для самих докторов.

И конечно, необходима регламентация самого процесса планирования. Ведь для правильного понимания объемов лекарственного обеспечения нужны обновленные клинические рекомендации и стандарты оказания медицинской помощи. Плюс необходимо учитывать и факторы сезонности для планирования определенных запасов лекарственных средств в регионах.

Так что реорганизация лекарственного обеспечения — безусловно, очень нужный процесс. Но крайне важно все сделать "ювелирно" и с привлечением большого количества экспертов разного уровня.

Специализированные
мероприятия
   
АПТЕКА 2024
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Как трансформируется контроль и надзор в фармотрасли
 Мнение специалиста

Титова Жанна

Директор по качеству-провизор ГК «Сантэнс»

Почему необходимо вернуть фармацию здравоохранению?
 Мнение специалиста

Гридякин Владимир

Генеральный директор ООО «Альянс-Фарм», врач

Вопрос о доступности Феназепама для пациентов в аптеках
 Мнение специалиста

Сучкова Елена

Директор по взаимодействию с органами государственной власти, общественными организациями, по обеспечению доступа на рынки России и ближнего зарубежья АО «Валента Фарм»

Маркировка и индикаторы риска: что меняется в оптовом звене
 Мнение специалиста

Власов Гарольд

Управляющий директор фармацевтического 3PL-оператора NC Logistic

Растет число обращений от производителей БАД и медизделий
 Мнение специалиста

Курашева Светлана, Вице-президент по развитию операций ГК «Сантэнс»

Чмелев Владимир, Руководитель департамента бизнес-технологий ГК «Сантэнс»

Волошина Светлана, Ведущий менеджер по продажам CTT ГК «Сантэнс»

Специализированные
мероприятия
   
АПТЕКА 2024