О производственной аптеке и дешевом аналоге
Патракеев Сергей
Партнер Коллегии адвокатов "Ковалев, Тугуши и партнеры"
По крайней мере, в центре дискуссий тут в последнее время оказываются не пробелы в правовом регулировании, а особенности сложившегося рынка: отсутствие крупных инвесторов, проблемы с дистрибуторами (при этом достаточно заметной остается доля аптек, работающих с единственным дистрибутором) и идея перехода на прямые отношения с производителями, и т.д.
Аптечный бизнес считается достаточно привлекательным с точки зрения маржинальности, но она обеспечивается главным образом за счет договоров с производителями.
Пожалуй, не до конца в прозрачной зоне остаются некоторые участники рынка, практикующие дистанционную торговлю лекарствами. Самым безопасным для потребителя–пациента в этом отношении остается способ сделать через Интернет заказ, который затем можно забрать в стационарной аптеке.
Если же интернет–сервис осуществляет доставку лекарств на дом, у пациента зачастую не оказывается эффективных способов защитить себя в случае претензий к подлинности или качеству проданного препарата.
Есть надежда, что в определенной части эту проблему решит маркировка лекарственных средств, которая в скором времени должна стать обязательной. Тогда потребитель сможет воспользоваться мобильным приложением и считать код маркировки, нанесенной на упаковку лекарства.
В последнее время было озвучено несколько законодательных инициатив, способных в будущем внести корректировки в реалии аптечных будней.
Например, изготавливать незарегистрированные лекарства в производственных аптеках.
В целом, благое намерение, чтобы обеспечить оказание паллиативной помощи. Но реализация этого намерения потребует изменения огромного количества процедур как в лечебных учреждениях (назначение препарата), так и в производственных аптеках (изготовление препарата, получение технологий и ингредиентов, контроль качества и т.д.). И это на фоне того, что до последнего времени планомерно реализовывался курс на искоренение производственных аптек. То есть достижение цели по такому пути займет годы, тогда как более быстрые решения не получают должной проработки.
Другая инициатива — обязать сотрудников аптек при покупке любого лекарства предлагать самый дешевый аналог (есть и законопроект в базе Госдумы).
По крайней мере, это подразумевает обязанность аптек обеспечить наличие у себя такого дешевого аналога.
В противном случае неизбежна ситуация, когда возмущенные бабушки начнут жаловаться, что в одной аптеке им предложили «самые дешевые» пилюли за 10 руб., а в другой через дорогу — за 100 рублей; с точки зрения неподготовленного потребителя это будет явным поводом для раздражения, истерик в аптеках, жалоб «куда следует», последующих проверок, объяснений и т.д.; с точки зрения аптеки — это очевидное навязывание определенного ассортимента лекарств.
Далее, реализация этой инициативы в жизни будет означать увеличение времени обслуживания одного посетителя в аптеке.
Хорошо, если посетитель уверен в своем выборе с самого начала и непреклонен, тогда он просто прослушает речевку первостольника о «самом дешевом» в качестве информации; но ведь есть и менее уверенные посетители — для них такая речь будет поводом для начала дискуссии, ценность которой не всегда сможет оценить образующаяся очередь других ожидающих посетителей. И снова конфликтный потенциал, виновником которого оказывается работник аптеки просто из-за того, что исполняет закон...