23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Одним опровержением не поможешь: ущерб бизнесу уже нанесен

Аптечные сети, как и другие участники коммерческого оборота, могут использовать инструментарий для защиты деловой репутации, который предоставлен гражданским законодательством.

Шибанова Анна
Юрист группы "Медицина и Здравоохранение" компании "Пепеляев Групп"

К счастью, относительно недавние изменения в Гражданский кодекс расширили набор способов защиты с учетом специфики размещения информации в Интернете, в т.ч. и в интернет–изданиях. Однако возможность использовать такие меры существует, только если информация распространяется в отношении конкретных лиц или группы лиц, которую можно однозначно определить, но не всего рынка в целом. Законодательство не предусматривает каких-либо способов защиты репутации рынка как такового и в случае, если суд посчитает, что информация, которая может наносить ущерб деловой репутации, к истцу не относится, т.к. его нельзя установить, то компании будет отказано в иске.

По общему правилу в случае распространения порочащих сведений для защиты своей деловой репутации компания может обратиться в арбитражный суд и потребовать опровержения сведений тем же СМИ тем же способом (в печати или на сайте интернет–издания, или обоими способами). При этом компания также может потребовать опубликовать в дополнение и ее ответ, чтобы позиция компании была донесена до читателя. Также, хотя это в меньшей степени подходит к нашей ситуации, можно потребовать удаления информации, пресечения или запрещения распространения сведений путем изъятия и уничтожения без компенсации изготовленных экземпляров носителей таких сведений (если речь идет, например, о печатном издании).

В дополнение компания также вправе требовать возмещения убытков. Однако здесь все сложнее, т.к. нужно доказать наличие причинно-следственной связи между понесенными убытками и сообщением в СМИ.

При защите деловой репутации юридических лиц, в отличие от граждан, не применяются положения о компенсации морального вреда. Тем не менее, юридическое лицо может потребовать компенсации репутационного вреда, что связано также с рядом сложностей. Однако здесь необходимо иметь в виду, что судебная практика по-разному подходит к удовлетворению данного требования. Так, в ряде дел суды допускают такую возможность, другая же часть судов приравнивают требование о репутационном вреде к моральному и, как следствие, отказывают в удовлетворении требований вообще. И это проблема, т.к. зачастую одним опровержением или удалением делу не поможешь — ущерб бизнесу уже нанесен.

Специализированные
мероприятия