Онлайн–магазины обыграют любую крупную аптечную сеть
Лисовский Павел
Управляющий партнер "Проектирование систем управления", к.э.н., действительный участник РАФМ
Участники рынка могут сколь угодно долго убеждать себя в том, что дистанционная торговля и доставка безрецептурных препаратов на дом никому не нужна, но... как говорил Ходжа Насреддин: «Сколько ни говори "халва", во рту сладко не станет".
Стоит покупателю один раз попробовать приобрести лекарственное средство онлайн, получить положительный опыт — и все (!). Динамический стереотип сформировался, потом делать по-другому ему будет сложно. Да, к сожалению для всех участников рынка.
Дистанционная торговля может обеспечить дополнительный рост рынка безрецептурных препаратов в городах-миллионниках на 3–5%.
Почему? Очень просто. Потребность в лекарстве при "повседневном" заболевании имеет "срок годности". Если у человека кашель, насморк, обычное пищевое отравление и т. п., и он по каким-то причинам не успел дойти до аптеки, то существует вероятность, что он успеет выздороветь до того, как приобретет препарат. В итоге рынок не получит денег этого покупателя.
Какие категории покупателей могут обеспечить рост?
В первую очередь, я бы отметил молодые семьи, и особенно женщин с маленькими детьми, которые болеют часто. У них просто может не быть физической возможности добежать до аптеки. Пациенты, в силу различных причин ограниченные в передвижении; те, у кого мало времени; те, кто привык покупать в Интернете. Эти категории покупателей, скорее всего, более платежеспособны, чем среднестатистический аптечный клиент.
Часто приводят аргумент, что онлайн-торговля лекарствами сейчас не популярна и не приживется. Это неправда.
Большинство сетей толком и не пробовало реализовать проекты по дистанционной продаже лекарств и отпуске их в аптеке. Такие проекты были, в первую очередь, неудобными для покупателей.
Но все-таки пусть немного успешных проектов по онлайн-продаже лекарств аптечными сетями в нескольких регионах, но они есть (не вышедшие однако за пределы границ своих регионов).
Проблема для аптечного рынка в том, что (я в этом убежден!) первенство в дистанционной торговле будет не за существующими структурами, а за новыми участниками. Например, такие гиганты, как Яндекс, обыграют любую сеть на своем поле.
Издержки у них будут несопоставимо ниже при гораздо больших продажах.
Да, мы были свидетелями "стратегического" партнерства крупных онлайн–магазинов с аптечными сетями. Но это переходный шаг. Просто пока эти сети нужны интернет–гигантам для понимания структуры рынка, но разрешение доставки лекарств избавит их от необходимости такого "партнерства". Они смогут сделать все сами.
Так что принятие этой законодательной инициативы существенно повлияет не только на сам рынок, но и на структуру его продаж.