Основная проблема лекобеспечения — недостаток финансов
Мочалин Юрий
Директор по корпоративным связям компании "Санофи Россия"
В России расходы на здравоохранение составляют 3,4% от ВВП, что гораздо меньше не только чем в странах Западной Европы и США, но и во многих бывших республиках СССР и у наших соседей по Центральной и Восточной Европе. Как следствие, всего 10% населения имеют право на льготное лекарственное обеспечение в амбулаторном сегменте. При этом государство обеспечивает бесплатными лекарствами пациентов с тяжелыми хроническими заболеваниями и тех, кто имеет статус инвалидности. Трудоспособное же население не охвачено государственными программами. Хотя доказано, что расходы на профилактику и лечение на ранних стадиях гораздо более эффективны в долгосрочной перспективе, чем расходы на лечение заболевания с осложнениями. Например, наличие осложнений, вызванных сахарным диабетом, приводит к 3–кратному увеличению медицинских затрат по сравнению с эффективным лечением сахарного диабета без осложнений. Зачастую складывается ситуация, когда пациенты вынуждены госпитализироваться для того, чтобы получить льготные лекарства, что является неэффективным расходованием бюджетных средств и дополнительным бременем для системы здравоохранения.
Самой острой проблемой для производителей, которые участвуют в госпрограмме "7 нозологий", является необходимость защиты прав интеллектуальной собственности на инновационные препараты, патент на которые еще не истек. За последнее время было несколько громких патентных споров. Курс на снижение цен на препараты, участвующие в программе "7 нозологий", не должен приводить к нарушению прав интеллектуальной собственности. Мы рассчитываем, что государство будет обеспечивать законные права производителей инновационных препаратов.
На данном этапе мы считаем взаимодействие с государственными структурами более эффективным, чем еще несколько лет назад. Представители Правительства РФ и профильных министерств открыты для диалога по наиболее актуальным темам. Однако формализованных правил взаимодействия, постоянной площадки, где производители могли бы выражать свое мнение и выступать с предложениями, пока не создано.
Правительство готово обсуждать новые модели для повышения эффективности системы здравоохранения: разделение рисков, соглашение «объем-цена», оплата по результату. Но эти инициативы остаются пока на уровне дискуссии, т.к. действующее законодательство, в частности ФЗ №44, предусматривает только аукционы как единственный инструмент организации государственных закупок. Насколько нам известно, по результатам обсуждения в Правительстве РФ было дано поручение Минздраву России разработать пилотные проекты в области социально значимых заболеваний. Наша компания готова участвовать в обсуждении и создании таких проектов.