Отмена ЕНВД — еще один удар по небольшим организациям
Беспалов Николай
Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma
Во-вторых, сейчас необходимо проводить работу в авральном режиме, и в подобных условиях оказалось огромное число предприятий фармацевтического сектора. Соответственно, спрос на услугу довольно высок.
Кроме того, остается множество организационных вопросов. Система работает нестабильно. Есть ряд моментов, которые требуют корректировок со стороны оператора системы, но корректировки вносятся со значительными задержками. Проблема ошибок в предоставлении данных в систему МДЛП (что становится также предметом административной ответственности) — одна из тех технических проблем, которые нужно решить в процессе старта.
Конечно, технические вопросы рано или поздно прояснятся и будут решены. Но остается еще одна проблема — потеря возможности применять ЕНВД при продаже маркированных лекарств. Если здесь не будут приняты кардинальные решения, целому ряду аптек придется очень непросто.
Цены растут и будут расти дальше. Это очевидный факт: все расходы, которые понесли и еще понесут участники фармацевтического рынка, закладываются в стоимость лекарства для пациента. Еще до старта системы мы прогнозировали рост цен только за счет маркировки на 3,5–4%, но, во–первых, это подорожание не будет однородным. Понятно, что сильнее всего подорожают те лекарственные средства, которые не входят в перечень ЖНВЛП (поскольку за их счет будут компенсироваться затраты для «списочных» препаратов). Во–вторых, процесс внедрения системы (и соответственно, компенсации издержек) растянут во времени: коррекция цен происходит уже пару лет. В–третьих, на рост цен оказывают влияние и другие факторы. Например, девальвация рубля или пандемия коронавируса, которые маскируют эффект роста цен от внедрения МДЛП.
Что касается системы взаимоотношений на фармацевтическом рынке, то, разумеется, вопросов конкурентной борьбы старт системы маркировки будет касаться самым непосредственным образом. Крупные участники аптечного рынка, очевидно, в большей степени готовы к запуску системы, и размер издержек для них менее критичен. Отмена ЕНВД — еще один удар по небольшим организациям. И потеря их важного конкурентного преимущества.
В сегменте фармацевтической дистрибуции тоже обострится конкурентная борьба; в частности, есть вопросы прямого и обратного акцептирования товаров в системе. Прямое акцептирование на уровне дистрибутора помогает освободить аптеку от ряда транзакций с полученным товаром. И, конечно, оптовики, которые предоставят возможность работы в подобном формате, будут для аптеки интереснее. Много и других нюансов, но в целом маркировка дает дополнительные способы бороться за внимание клиента.
Как меняется процесс дистанционной торговли? Не считая организационных вопросов, рассмотренных выше, здесь появляется одна интересная особенность. Если ранее курьер мог привозить заказчику уже пробитый чек и только забирал деньги, то теперь потребуется иметь при себе кассовый терминал. В итоге провести оплату будет возможно только в момент передачи товара. Это несколько меняет логистику и повышает стоимость доставки, но в каком-то смысле упрощает задачу (вопрос о невостребованных заказах при такой организационной схеме уже не стоит).
Пока система запущена с рядом ограничений и допусков. В частности, можно продавать немаркированные препараты, пока не истечет срок их годности. Плюс отдельные партии (по специальному разрешению) можно будет вводить в обращение до 1 октября 2020 г. В итоге у организаций появляется пусть и небольшое, но дополнительное время. Но, повторюсь, вопрос подключения к системе сейчас приходится решать в авральном режиме.
Изначально предполагалась возможность перенести старт. Но идеологи и разработчики системы маркировки смогли проявить принципиальность и в итоге получился некий переходный период с рядом условностей. Продолжить работу пока можно, но с каждым днем без доступа к системе работать будет все сложнее и сложнее. Так что надо потратить это время с пользой.
Как в долгосрочной перспективе повлияет маркировка на медицинскую и фармацевтическую помощь? В долгосрочной — думаю, никак не повлияет, если все организационные проблемы будут решены, система заработает в полную силу. При таких условиях пациенты получат ровно тот же набор возможностей, который был до запуска МДЛП. Система же создается не ради посетителя аптеки лекарства, а ради ряда бизнес– и административных интересов. В отношении последних определенные профиты, конечно, будут. Но для вопросов качества медицинской и фармацевтической помощи они будут слишком отдаленными. Пока надо готовиться к проблемам в краткосрочной перспективе.