23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Право на лекарственное обеспечение в удобной форме

Проблема дистанционной продажи лекарственных средств обсуждается профессиональным сообществом уже не один год.

Целоусов Дмитрий Геннадьевич
Исполнительный директор Ассоциации аптечных учреждений "СоюзФарма"

Свое слово сказали и регуляторы — с 1 июля 2015 г. вступили в силу изменения в ФЗ "Об обращении лекарственных средств". В соответствии с ними сайты, содержащие информацию о розничной продаже лекарственных препаратов дистанционным способом, могут быть закрыты в досудебном порядке. Правда, пока нет реального механизма ограничения доступа к сайтам в Интернете Росздравнадзором, который наделен соответствующими полномочиями. Но не это главное. Надо посмотреть на проблему глазами современного потребителя.

Мы живем в XXI в., когда услуги по приобретению и доставке, в т.ч. лекарственных препаратов, востребованы населением. Кроме того, есть категории лиц, которым подобная услуга просто жизненно необходима в силу ограниченных физических возможностей (инвалиды, больные и одинокие люди) или просто из-за недостатка времени (мамы, сидящие с детьми), или потому, что людям так удобно.

Так что запрет здесь (даже если он продиктован заботой о том, чтобы к людям не попали фальсифицированные препараты, вброшенные недобросовестными участниками) — не лучший выход. Мы за то, чтобы дистанционная торговля была легализована, но при этом устранены возможные риски для населения. Необходим комплексный подход, в соответствии с которым должны последовать изменения в ряд законодательных документов и подзаконных актов.

Ассоциация аптечных учреждений «СоюзФарма» подготовила свои предложения, которые были озвучены исполнительным директором на заседании Экспертного совета ФАС в августе 2014 г. Мы за то, чтобы права осуществлять розничные продажи дистанционным способом были предоставлены аптечным организациям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность. Осуществлять доставку только с того адреса, который указан в приложении к лицензии. Иметь собственный интернет–ресурс, на котором должна быть размещена информация о деятельности аптеки и ее фактическом адресе. При этом должны быть прописаны четкие требования к аптечной организации и по доставке лекарственных препаратов. В частности, необходимо подготовить правила перевозки разных видов и форм лекарственных препаратов с учетом того, что ряд из них требует соблюдения т.н. "холодовой цепи", и их нельзя хранить при обычных условиях.

Следует отметить, что Федеральный закон от 12.04.10 №61–ФЗ "Об обращении лекарственных средств" уже содержит положения, которые допускают исключения при закрытии сайтов, содержащих информацию о розничной продаже дистанционным способом или доставке лекарственных средств, в случаях, определенных Правительством РФ. Таким образом, кроме вышеизложенного, необходимо определить такие случаи.

Должен быть составлен и находиться в публичном доступе реестр аптечных организаций, имеющих право осуществлять доставку лекарственных препаратов. Здесь можно воспользоваться опытом зарубежных коллег. В странах Европейского союза интернет–аптеки, уполномоченные легально отпускать лекарственные средства, получают общеевропейский логотип. Потребитель, который нуждается в препарате и хочет убедиться, что он приобретает его из легальных источников, нажав на логотип, будет переадресован на онлайн–реестр национального компетентного органа, на котором перечислены все интернет–аптеки, осуществляющие свою деятельность на законных основаниях.

Наши сограждане тоже достойны лекарственного обеспечения в удобных для них формах. Аптечные же организации, понимая всю меру ответственности, должны быть готовы к тому, что контроль такого рода деятельности будет ужесточен.

Специализированные
мероприятия