Реформа проводилась для людей, и оценивать ее должны они
Стебенкова Людмила Васильевна
Председатель комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья Московской городской думы
Программа велась в трех направлениях: обновление технической базы медучреждений, внедрение информационных технологий и реорганизация отрасли. За два прошедших года была проделана огромная работа: отремонтировали здания поликлиник и больниц, ввели электронную запись на прием, обеспечили все учреждения высокотехнологичной техникой.
Еще пару лет назад на всю Москву работало лишь 46 компьютерных томографов, на сегодняшний день их уже 167. По уровню оснащения инновационным оборудованием Москва не уступает европейским городам.
Половина выделенных на программу модернизации здравоохранения средств была израсходована на закупку медицинского оборудования. Правительству города удалось превысить первоначальный план и сэкономить на торгах 15 млрд руб. Например, раньше при единичных закупках томографы обходились в 120 млн руб. Благодаря оптовой покупке удалось приобрести аппараты за 33 млн каждый. На сэкономленные деньги дополнительно закупили 29 тыс. единиц техники, в т.ч. оснастили компьютерным и магнитно–резонансным томографами (КТ и МРТ) недавно построенную поликлинику №109 в районе Печатники. Сегодня КТ доступен в каждом амбулаторном центре и срок ожидания процедуры при наличии показаний — не более 20 дней.
Новое диагностическое оборудование позволило повысить раннюю диагностику, а также обеспечить развитие высокотехнологичных методов лечения.
Кроме того, возродили традицию диспансеризации населения. Каждый горожанин может раз в три года бесплатно проверить свое здоровье. За прошлый год диспансеризацию прошли 2 млн москвичей. У 40% обследованных обнаружены хронические заболевания. Профилактика поможет предотвратить подобные ситуации и вовремя начать лечение.
Но техника — это еще не все при оценке качества врачебной помощи. Сегодня остро стоит вопрос компетентности специалистов. За прошедший год в России 50 тыс. пациентов пострадали из–за врачебных ошибок. В США удалось снизить количество смертей пациентов от врачебных ошибок со 100 тыс. до 20 тыс. в год благодаря программе непрерывного обучения врачей. В России врачи повышают свою квалификацию только раз в 5 лет — неудивительно, что у нас так много ошибок. В Москве уже запущен пилотный проект непрерывного образования врачей, которое станет обязательным в 2016 г.
На базе 406 московских поликлиник организованы крупные амбулаторно-поликлинические центры: 46 центров для взрослых и 40 для детей. От трех до пяти поликлиник объединили в одно юридическое лицо с главной базовой поликлиникой, в которой установлено диагностическое оборудование, например, томографы, ангиографы и аппараты УЗИ. То есть местные поликлиники работают на выявление и лечение заболеваний на ранних этапах, специализируются на терапии и профилактике стандартных заболеваний. А при подозрениях на серьезное заболевание, требующее детальной диагностики, человек направляется в амбулаторный центр в его или соседнем районе. Если раньше пациенту приходилось ехать на сложное исследование на другой конец города, то сейчас это можно сделать рядом с домом.
В Москве была организована трехуровневая система оказания амбулаторной помощи. К первому уровню относятся специальности врачей, потребность в которых есть у большинства пациентов. Это терапевты, хирурги, гинекологи — те врачи, к которым чаще всего обращаются, к ним можно записаться самостоятельно через инфомат. Главная задача поликлиник — обеспечить бесперебойный прием этих врачей. Если лечащему врачу понадобятся дополнительные сложные обследования или узкопрофильная консультация, он направляет пациента к специалистам второго уровня, которые чаше всего осуществляют прием в том же учреждении. И наконец, если врач принимает решение о необходимости госпитализации, больной направляется на третий уровень — в консультативно–диагностические центры. Так обеспечивается полный цикл оказания медицинских услуг.
Перед властями Москвы стоит еще множество задач, которые требуют срочного поиска решений. Например, проблема нехватки медицинских кадров, в основном, терапевтов. А также предстоит проанализировать и организовать потоки больных, поскольку к новым правилам записи к врачу привыкли не все пациенты, а работники регистратуры часто дают некорректную информацию.
Сегодня в каждой поликлинике установлены специальные ящики для жалоб и предложений, при амбулаторных центрах созданы общественные советы. Наверное, один из самых коротких и эффективных путей — портал «Наш город» правительства Москвы. В разделе «Поликлиники» специалисты работают с такими замечаниями. Для тех, кто в напряженных отношениях с Интернетом, устраиваются регулярные встречи с медицинскими работниками.
Городской власти очень важна обратная связь, мнение самих пациентов. Реформа проводилась для людей, и оценивать ее должны сами люди, а дело властей — устранять недочеты.