15.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024 18+
15.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024
// Тема номера

Сегодняшний кризис — это надолго

Считаю, что худшие времена впереди. Кризис только начинается, и в ближайшие полтора-два года положение будет тяжелейшим.

Слепов Юрий
Владелец аптечной сети "Здоровье" (г. Усть–Лабинск)

Считаю, что худшие времена впереди. Кризис только начинается, и в ближайшие полтора-два года положение будет тяжелейшим.

Почему кризис только начинается?

В весенние месяцы людям помогали выстоять сделанные запасы. Те денежные накопления, которые были. И в марте, и в апреле многим казалось: вот-вот что-то откроется, вот-вот все восстановится и придет в обычный режим. Но с каждым днем эти надежды тают. И не только потому, что осенью прогнозируется вторая волна пандемии.

Приведу пример: в Краснодарском крае курортный сезон 2020–го пройдет не так, как обычно. Лишившись работы и оказавшись на грани выживания, люди не смогут поехать отдыхать. Дальше пойдет цепная реакция. Средств к существованию не получит целый ряд организаций — от дома отдыха до продуктового магазина. Пострадают семейные бюджеты тысяч людей. И следовательно, экономика региона — еще не успевшая оправиться от последствий пандемии — пошатнется еще сильнее.

Речь не только о курортных городах: сегодняшняя ситуация такова, что ее отголоски будут длиться еще долго. Во всех пострадавших регионах. Ведь пандемия и обусловленный ею кризис затронули весь мир.

Увы, все еще впереди.

Думаю, кардинально изменилась и фармацевтическая отрасль. Такой системы, которая была, скорее всего, уже не будет. Перемены заключаются не только в том, что рынок лекарств и медицинских изделий стал более ценозависимым. Меняется самое главное — взаимоотношения внутри отрасли. И как их важнейшая часть — меняется отношение к аптекам.

По-другому смотрит на аптечную организацию и ее посетитель: люди уверены, что аптеки не пострадали, что они "в шоколаде", — ведь они продолжают работать! Ведь покупатель–пациент не видит всей картины, которая складывается. И не может проверить на достоверность многочисленные обсуждения на тему "как аптеки получают сверхприбыли на масках и перчатках".

Например, в марте мы закупили партию масок по цене 8 руб. за штуку. Отпускали их по десять руб. Тогда наши посетители стали писать жалобы на то, что мы «дорого продаем». Сравните приведенную цену с сегодняшней стоимостью медицинской маски, в т.ч. вне аптек. Но тогда, в начале пандемии, аптекам активно выдвигались обвинения: наживаетесь! Ежедневно сталкиваясь с такими высказываниями, пациент верил им и составлял письменные обращения. Их было достаточно много.

Хлоргексидин по 70 руб.? Вы знаете, его еще и не было. Была дефектура всех противовирусных средств. Огромнейшая дефектура масок. А наименования, которые объявляли помогающими от коронавируса, попадали в жесткую дефектуру. Кроме прочего, исчез целый ряд препаратов, в т.ч. тех, с которыми не должно было такого произойти. Теперь период их дефицита рискует затянуться.

Сократилось количество посетителей. Затем увеличились цены закупки — в ряде случаев весьма значительно. Подъем цен у фармдистрибуторов был существенным. Сейчас планка меняется в сторону снижения закупочных цен. Пусть пока и медленно, но она уменьшается.

Помимо цены, важный вопрос — в эффективности и безопасности приобретаемых медицинских изделий. Мы не закупаем наименования, состав и качество которых вызывают сомнение. Любой кризис рано или поздно закончится, а репутация останется. И останется надолго.

Поэтому стараемся не обращать внимания на то, что говорят сейчас об аптеках. Общественное мнение не всегда меняется за один день. Просто знаем, что это не так, и продолжаем свою работу.

Конечно, ситуация давит. И в первые недели пандемии огромная нагрузка легла на наших психологов. Поддерживали, рассказывали, объясняли, как справиться... Было нелегко. Зато сейчас полегче.

Фармацевту необходим психолог. И не только в кризис. Проконсультировав далеко не одного пациента, аптечный работник нуждается в том, чтобы выслушали его. Такова специфика профессии. Зачем людям плохая аптека и равнодушные специалисты?

Есть факторы, на которые мы повлиять не можем. Да, будет сужаться лекарственный рынок. Да, будут какие–то сложности. Да, велики кассовые разрывы у крупных сетей, и все это может обрушиться в любой момент. Но что теперь делать?

Продолжаем работать и стараемся рассчитывать на себя.

Ждем ли мер поддержки?

В сегодняшней ситуации их вероятность для аптечных организаций не очень велика. Если они будут — будем благодарны.

Мы постарались быть готовыми к нынешнему кризису. Готовились давно — понимая, что подобное произойдет в ближайшее время. Только не предполагали, что в таком плачевном виде. Все действительно очень жестко. Что ж, все так, как есть.

Специализированные
мероприятия
Omni farma
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Как трансформируется контроль и надзор в фармотрасли
 Мнение специалиста

Титова Жанна

Директор по качеству-провизор ГК «Сантэнс»

Почему необходимо вернуть фармацию здравоохранению?
 Мнение специалиста

Гридякин Владимир

Генеральный директор ООО «Альянс-Фарм», врач

Вопрос о доступности Феназепама для пациентов в аптеках
 Мнение специалиста

Сучкова Елена

Директор по взаимодействию с органами государственной власти, общественными организациями, по обеспечению доступа на рынки России и ближнего зарубежья АО «Валента Фарм»

Маркировка и индикаторы риска: что меняется в оптовом звене
 Мнение специалиста

Власов Гарольд

Управляющий директор фармацевтического 3PL-оператора NC Logistic

Растет число обращений от производителей БАД и медизделий
 Мнение специалиста

Курашева Светлана, Вице-президент по развитию операций ГК «Сантэнс»

Чмелев Владимир, Руководитель департамента бизнес-технологий ГК «Сантэнс»

Волошина Светлана, Ведущий менеджер по продажам CTT ГК «Сантэнс»

Специализированные
мероприятия
Omni farma