Система должна быть единой для всей страны
Варпетян Акоп
Директор по развитию аптечной сети "36,6-Здоровье" (Тверская обл.)
Пациент, пришедший в аптеку без рецепта, как правило, на грани отчаяния. Или он долго не может получить необходимую медицинскую помощь, или у него невыносимая боль. Бывает, что и то, и другое сразу. Ситуацию усугубила пандемия - во многих регионах к врачу просто не попасть. Прием не ведется. Сидите дома, а если почувствовали себя плохо - звоните в "скорую". Если ситуация еще не стала экстренной, то больному остается направиться в аптеку за теми препаратами, которые порекомендовали в службе "03" или в "неотложке". А лекарства в таких случаях, как правило, нужны рецептурные. И вот как тут быть?
Закон гласит, что нельзя. Но жизнь и здоровье человека, наверное, не ниже закона?
Есть такое понятие в действующем законодательстве — крайняя необходимость. Данный термин точно описывает сегодняшнюю ситуацию. Хотел бы напомнить положения ст. 2.7 Кодекса об административных правонарушениях (она так и называется — "Крайняя необходимость"):
- "Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред".
Каким путем возможно решить проблему отпуска по рецепту?
Во-первых, рецепт должен быть "долгоиграющим". Если у человека есть проблема, для которой требуются рецептурные препараты, то через месяц она навряд ли исчезнет.
Во-вторых, должно быть доступное и повсеместное оказание медицинской помощи. В особенности — доступность терапевтов и максимально комфортная запись к ним. А в идеале — вызов врача на дом. (Решение задачи тесно связано с вопросом о нехватке специалистов.)
Как поможет электронный рецепт? Думаю, никак. Если пациент дошел до врача и тот ему выписал рецепт, то какая разница, на бумаге или в "облаке"? Здесь скорее вопрос об удобстве и контроле исполнения рецепта.
Здесь важно обратить внимание и на риски. Основной риск — в большой вероятности превращения новой функции, по сути, в новый налог для аптеки. Сервис, скорее всего, поручат провайдерам: один из модных трендов сегодняшнего дня — государственно–частное партнерство. Вспомним тот же "Честный знак"... А провайдерам будет нужно вознаграждение за подключение, затем потребуется шифрование, электронная цифровая подпись и другие моменты, связанные с перечисленным. Словом, аптеки могут получить еще ряд расходных статей.
И это еще не все. Со временем провайдер начнет отдавать приоритет наиболее "оплачиваемым" для него аптекам или сетям. Бизнес есть бизнес. А по итогу исполнения рецепта — в силу отмеченного выше — очень вероятна комиссия с чека. То есть еще один эквайринг. Выдержит ли аптека очередную "дополнительную нагрузку"?
К сожалению, система построена не так, как необходимо. Сегодняшняя схема работает следующим образом: подключившиеся аптеки клиент видит примерно так же, как на популярных электронных картах. И, к сожалению, сохраняется недостаток этих поисково–картографических систем — электроника искусственно "настраивает" удобные аптеки для себя, а не для посетителя.
Но должно быть ровно наоборот: клиент видит все аптеки. ВСЕ. И идет в любую, а провизор уже запрашивает в открытом источнике данных информацию о рецепте. Такова правильная модель без рисков коррупции.
Электронный рецепт, на мой взгляд, необходимо помещать в открытый источник (для подключенных аптек) в государственной системе. Именно государственной!
При этом никакой комиссии аптека выплачивать не должна. Лучше избежать любых финансовых инструментов. Это же социальная функция государства — и мы платим налоги.
Хотел бы отметить еще один серьезный минус: региональную рассогласованность. Если в каждом регионе могут быть свои правила для электронных рецептов (а такое положение вводят недавние поправки в приказ Минздрава РФ №403н) - это не приведет ни к чему, кроме хаоса и коррупции. Система должна быть единой.
Стоит вспомнить и о текущих трудностях рецептурного отпуска. Например, для препаратов, подлежащих ПКУ, контроль избыточен настолько, что у аптеки нет никакой доходности, зато одни проблемы. Из–за постоянных визитов проверяющих мы вынуждены были отказаться от работы с данной категорией лекарственных средств. Трудно функционировать в нормальном режиме, когда в праздничный день проверка отрывает от трудовой деятельности половину коллектива аптеки. В такие моменты рабочий процесс фактически останавливался, а бывали они не так уж и редко...