Стала ли фармацевтическая помощь доступнее для пациента?
Шульга Ярослав
Руководитель консалтинговой компании Shulga Consulting Group
Да, процесс внедрения был весьма затянут: дискуссии и обсуждения шли не один год. Но оправдания этому есть: искренне считаю, что дистанционная продажа лекарственных препаратов целесообразна только после введения системы маркировки. И, безусловно, мощнейший вклад в "ускорение сроков" внесла пандемия.
Надо отдать должное, не обошлось и без "интересностей": в первичном варианте от дистанционной реализации лекарств оказались полностью "отрезаны" независимые аптеки и малые сети. На мой взгляд, это был явно дискриминирующий аспект. Да, не надо строить иллюзий о возможности единичной аптеки или небольшой сети войти в онлайн–сегмент и сразу же обеспечить достойную конкуренцию крупнейшим игрокам. Но законодательное ограничение, да еще касающееся наименее защищенных представителей аптечной деятельности, — все-таки не совсем правильно, хотя и понятны сомнения тех, кто эти ограничения реализовал в "первом приближении".
Еще одним интересным фактом стало то, что "взрыва на фармрынке" не случилось. Да, многие из нас опасались "обвала офлайна". Некоторые эксперты рисовали мрачные прогнозы, особенно для небольших предприятий, т.е. единичных аптек и малых сетей. Тем не менее, ничего катастрофичного не произошло — объем сегмента дистанционной реализации измеряется пока еще не многими десятками процентов.
Да, тренд понятен. Да, нет никаких сомнений насчет того, что дистанционная реализация будет наращивать объемы, в т.ч. "отъедая кусок" у аптеки классической. Но этот сценарий по ряду причин не такой радикальный, каким он мог быть.
Безусловно, стоит обратить внимание на появление в фармацевтическом секторе агрегаторов, а также совершенно непрофильных игроков... Непрофильных, но с развитой логистикой и колоссальными финансовыми возможностями.
Сам факт наличия еще одного канала покупки и доставки так или иначе дает выбор и расширяет доступность лекарственных препаратов. Это в целом неплохо, особенно в той ситуации, которая сложилась в нашей стране: по количеству аптечных организаций вроде бы хватает. А вот географическое покрытие (т.е. возможность посетить аптеку в достаточной шаговой доступности от дома или работы) нельзя назвать равномерным. В мегаполисе, в оживленном месте несколько аптек функционируют рядом. В малом населенном пункте далеко от областного центра — хорошо, если есть ФАП.
Хотя, безусловно, вопросы фармацевтической консультации, вопросы соблюдения условий доставки и хранения, вопросы с доставкой рецептурных препаратов во многом остаются открытыми. Поэтому пока рано говорить о полностью обеспеченной и идеальной доступности фармацевтической помощи пациенту.