23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

В системе возмещения должны быть все лекарства

Увы, но благая идея сдержать неизбежный рост цен на лекарственные препараты, ориентируясь на перечень ЖНВЛП, имеет и отрицательные стороны: вымывание лекарственных препаратов низшего ценового сегмента (до 50 руб.) и рост цен выше уровня инфляции на лекарства, не входящие в перечень.

Игнатьева Нелли
Исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС), к.фарм.н.

В настоящий момент в связи с жесткой конкуренцией на рынке аптечные организации даже не выбирают разрешенную предельно допустимую торговую надбавку на ЖНВЛП для обеспечения своей ценовой конкурентоспособности.

Но при этом нужно обеспечивать доход для покрытия как минимум издержек, и эта нагрузка ложится на остальной ассортимент. И трудно вообще разграничить лекарства для целей ценового регулирования на ЖНВЛП и неЖНВЛП. Как объяснить нашим пожилым согражданам, что Корвалол и Валокордин не ЖНВЛП? Осмелюсь предположить, что это для большинства "открытие".

Для того чтобы вообще выработать критерии отнесения лекарственных препаратов к перечню ЖНВЛП, необходимо четко и однозначно определить цель перечня. Изначально перечень ЖНВЛП (в начале 90-х) был сформирован для функции льготного обеспечения и соответственно для государственных закупок, в последующем за ним закрепился и механизм государственного регулирования цен амбулаторного сегмента. Механизмы были различны и в основном акцентировались на аптечные организации, и административная ответственность предъявлялась к "крайнему" звену товаропроводящей цепи — к аптекам.

И с 2010 г. механизм стал прозрачным по всей товаропроводящей цепи: производитель — оптовое звено — аптека, с той особенностью, что и оптовики, и розница рассчитывают торговую надбавку от цены производителя. И результат такого ценового регулирования в том, что регулируется наценка, а цены в различных аптеках, в различных регионах различны.

Определение значимости лекарственных препаратов в стандартах лечения — это прерогатива врачей и только врачей! С точки зрения отнесения к различным перечням лекарственных препаратов — это миссия врачебного сообщества, врач должен назначать лекарства и контролировать лечебный процесс. И опять, увы, сегодня законодательством по охране здоровья граждан для врача определена функция "рекомендовать лечение".

В перспективе для амбулаторного сегмента — нужно отказаться от регулирования цен. Если мы выстраиваем цивилизованный конкурентный рынок, то в нем должны быть равные условия для всех его составляющих — и объектов, и субъектов. Регулируя цены ограничением торговых надбавок на часть лекарственных препаратов, мы тем самым провоцируем рост цен на остальные лекарственные препараты. Если же рассматривать гарантированный подход к доступности определенного перечня лекарственных препаратов, то это возможно только при закреплении этой функции за государством: государственный заказ на определенные объемы производства конкретных наименований лекарств с фиксированными ценами и тарифами на логистику и реализацию. Но в сегодняшней ситуации и с имеющимися опять же, увы, ограниченными ресурсами этот подход вряд ли реализуется и опять встанет вопрос для наших пациентов (которые, как и все, желают получать лечение и просто жить), почему их препаратов нет в этом списке. И наиболее целесообразный выход — это организация системы лекарственного страхования. Извечный вопрос: где взять средства? Ошибка, которая была допущена в льготном лекарственном обеспечении, — это выбор пациента: либо денежные выплаты, либо лекарства.

Только лекарства — и никаких других вариантов быть не может! Если пациент желает другое лекарство и может себе это позволить, а не то, которое предлагается в рамках ЛЛО, ответ прост — доплата пациентом.

В системе лекарственного возмещения должны быть все лекарства, и список, на котором она должна строиться — государственный реестр лекарственных препаратов!

Специализированные
мероприятия