В зоне риска — лекарственный ассортимент
Кухаренко Андрей
Директор по развитию ГК "Технологии холодовой цепи"
В таком варианте система рискует превратиться в разновидность нового «гибридного» налога, который должны будут заплатить абсолютно все участники лекарственного рынка (и, конечно, пациенты). Терабайты информации будут накапливаться в мощных BIG-DATA-центрах, но при этом не смогут получить должного практического применения.
В то же время у регулятора появится возможность быстрого "исключения" из товародвижения упаковок, партий, серий и наименований препаратов. Также станет возможным приостанавливать деятельность определенных участников рынка путем блокировки их товаропотоков. Но это в долгосрочной перспективе. А вот в краткосрочной — вероятно, мы скоро станем свидетелями настоящей драмы. С удорожанием и дефицитом лекарственных средств, а также с задержками и отказами в выдаче лекарства пациенту. Особенно это актуально для высокозатратных нозологий и льготного лекарственного обеспечения. Причины могут быть разными, однако результат предвидится один — рост социальной напряженности.
Лекарства — это не сигареты, не обувь и не резиновые покрышки (они тоже подлежат обязательной маркировке). Лекарства — это жизни и здоровье людей. "Игры в инновации" на фоне пандемии могут быть очень опасны и привести к весьма печальным последствиям. Хочется верить, что разработчики смогут предупредить эти риски, прямо связанные со здоровьем нации.
Пока ситуация не внушает оптимизма. Даже среди организаций, уверенных, что они готовы к маркировке, многие находятся в зоне риска по причине "бумажной", а не реальной готовности. Последствия этого проявятся в течение нескольких месяцев.
Очевидно, что те учреждения, которые не в состоянии приобрести полноценное маркировочное оборудование (включая в т.ч. и ПО), вынуждены будут уйти с рынка. Вопрос также касается и ассортимента лекарственных средств. Реализация части недорогих лекарств (стоимостью до 100 руб. за упаковку) окажется нерентабельной, а во многих аптеках, особенно в регионах, этот сегмент является основным. Потеря части номенклатуры реализуемых препаратов и, как следствие, снижение выручки — также губительно скажется на деятельности многих аптечных организаций, фармдистрибуторов и производителей.
Важно осознавать, что расходы требуются не только на закупку маркировочного оборудования и пусконаладочные работы, но и на дальнейшую эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание, дополнительные площади и трудовые ресурсы. Кроме того, как показывает первый опыт внедрения маркировки, существенно возрастает время на отпуск и приемку продукции, что снижает скорость товародвижения. А проблемы с возвратом и заменой «нечитаемых» упаковок несомненно увеличат логистические издержки.
Разумеется, фармкомпании, способные выжить на этапе внедрения системы маркировки, вынуждены будут компенсировать дополнительные расходы за счет увеличения цены на лекарства, что, вероятно, приведет к снижению спроса на некоторые группы препаратов. И опять же, для спасения своего дела организациям придется пересматривать ассортимент и стараться занимать другие секторы рынка, что объяснимо приведет к существенному росту конкуренции. В результате которой, как мы понимаем, выживет сильнейший.
И все-таки главными минусами маркировки являются не столько риски потери или особенности реорганизации бизнеса (что для многих может оказаться их личной трагедией), сколько те последствия, которые коснутся всего общества. А это — неизбежный рост стоимости лекарств, а также снижение доступности медикаментов и уменьшение оперативности лекарственного обеспечения населения.