29.11.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
29.11.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Аптека // Управление

Вопрос — ответ специалистов

Бюджетным учреждением (больницей) путем проведения торгов (открытого аукциона) был размещен заказ на поставку лекарственных средств. С победившим участником (аптечной сетью) был заключен договор. Заказчик требует от аптечной организации расторгнуть контракт на поставку лекарственных средств в связи с изменением схемы организации снабжения населения лекарственными средствами.

Правомерно ли такое требование?

Прежде отметим, что из ч. 1 ст. 2, ст. 5, ч.ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.05 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон №94–ФЗ) следует, что к контрактам – государственным и муниципальным, гражданско–правовым договорам бюджетных учреждений — применяются нормы Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), если Законом №94–ФЗ не предусмотрено иного.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства, вытекающие из договора, должны выполняться его сторонами надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения договорного обязательства или одностороннее изменение его условий не допускаются, кроме случаев, прямо предусмотренных законом или соглашением сторон (ст. 310, п. 3 ст. 450 ГК РФ).

В силу ч. 8 ст. 9 Закона №94–ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Однако из положений ч. 8 ст. 19.2 Закона №94–ФЗ следует, что отказ поставщика от исполнения договора, заключенного с бюджетным учреждением, возможен только в том случае, если в этом договоре было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от его исполнения, либо условие об этом было внесено в данный договор по соглашению сторон после вступления в законную силу Федерального закона от 07.06.13 №114–ФЗ на основании ст. 2 данного Закона. В случае если вышеописанное условие не было внесено в договор, поставщик вправе требовать расторжения договора только в судебном порядке, по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

  • при существенном нарушении договора другой стороной;
  • в иных случаях, предусмотренных самим ГК РФ, другими законами или договором.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 451 ГК РФ основанием для изменения или расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Существенным признается изменение обстоятельств, в случае таких изменений, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Представляется очевидным, что организационные изменения в деятельности заказчика, предполагающие изменение и во взаимодействии со сторонними организациями, к вышеприведенным основаниям относиться не могут.

Иначе дело может обстоять, только если указанные изменения вызваны изменением правового регулирования. Согласно п. 1 ст. 417 ГК РФ, если в результате издания акта государственного органа исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части.

Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, отраженной в п. 4 информационного письма от 21.12.05 №104 «Об обзоре практики применения арбитражными судами норм ГК РФ о некоторых основаниях прекращения обязательств», данная норма должна применяться и к случаям издания акта органа местного самоуправления.

Также в судебной практике отражена точка зрения, что норма ст. 417 ГК РФ должна применяться в случае издания не только правоустанавливающих, но и правоприменительных актов (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 24.02.09 №Ф09–683/09-С5, ФАС Северо–Кавказского округа от 21.03.05 №Ф08–321/05).

Однако нам не удалось обнаружить каких-либо нормативных или правоприменительных актов в области обеспечения населения лекарственными средствами, из которых вытекала бы невозможность исполнения описанного контракта.

Обращаем внимание, что согласно тому же п. 1 ст. 417 ГК РФ стороны, понесшие в результате прекращения обязательства ввиду издания соответствующего акта убытки, вправе требовать их возмещения в соответствии со ст. 13 и ст. 16 ГК РФ.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Аркадий Серков
лого гарант

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики управление:
Какие нарушения чаще встречаются в аптеке?

Среди наиболее распространенных нарушений, выявляемых в аптеках, — отпуск Rx-препаратов (в том числе ПКУ) без рецепта, несоблюдение условий хранения, минимального ассортимента, правил ценообразования на лекарства из списка ЖНВЛП и несоответствие входной группы и прилегающей территории. Ведущий фарминспектор «СоюзФармы» Виктория Маховская представила обзор нарушений обязательных требований, выявляемых по результатам проверок аптечных организаций.

С 1 ноября стартует новый этап маркировки БАД

С 1 ноября 2024 года стартует разрешительный режим реализации биологически активных добавок. Аптеки должны были уже подготовиться к этому этапу, но до сих пор возникает множество проблем, как и что делать. На вопросы работников розницы в ходе вебинара ответила ведущий инспектор ААУ «СоюзФарма» Виктория Маховская.

Как увеличить маркетинговые выплаты в аптечную сеть

Увеличение маркетинговых выплат можно добиться не столько за счет роста числа заключаемых контрактов, сколько благодаря сокращению собственных издержек и повышению качества их исполнения. Достижение этой задачи напрямую связано с тем, насколько системно в аптечной сети построена работа по управлению маркетинговыми контрактами.

Материальная ответственность аптечного сотрудника

Материальная ответственность — это юридическая обязанность работника возмещать причиненный им ущерб с учетом правил и ограничений, установленных законом. Этот механизм позволяет организациям применять определенные меры к своему персоналу.

Обязательные требования в работе аптеки

При работе аптеки персоналу нужно соблюдать большое количество обязательных требований, причем не только по части цен и ассортимента. Вряд ли кто-то не исполняет их сознательно, однако на практике некоторые нарушения встречаются часто. Как не допустить или исправить нарушения обязательных требований, рассказывает ведущий инспектор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Валентина Чугунова.

Специализированные
мероприятия