Возможность соплатежей уже есть в правовой базе
Мигулин Алексей
Директор по обеспечению доступа на рынок в России и Беларуси компании Pfizer
Уже много сказано о том, что существующая система с двумя уровнями, федеральным и региональным, и четким фокусом на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан не позволяет сегодня в полной мере решить задачи системы здравоохранения РФ, в т.ч. в части продления продолжительности жизни. Лечить пациента нужно начинать до того, как он достиг определенной стадии инвалидности.
Для создания обновленной системы лекарственного обеспечения необходимо, в первую очередь, собрать и обработать огромный массив данных, чтобы понимать как текущую когорту потенциальных участников программы и их потребности, так и финансовую составляющую данного вопроса. Это огромная работа. Только оперируя официальными данными, можно спрогнозировать потребность в лекарственных препаратах и гарантировать их бесперебойное наличие на рынке.
Новая система должна стать более прозрачной и фокусироваться на общих целях здравоохранения и демографии. При этом важно понимать, что сохранение здоровья — обязанность не только государства, но и каждого из нас. Предпосылки этого уже заложены в Федеральном законе РФ от 21.11.11 №323–ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", где упоминается ответственность самого человека за сохранение своего здоровья.
Оптимальной для нас видится система всеобщего лекарственного обеспечения, которая покрывает все население и сочетает в себе и существующую систему государственных гарантий, и некоторые страховые принципы снижения рисков при наступлении неблагоприятных случаев. Например, прохождение диспансеризации и соблюдение рекомендаций врача должны быть обязательным условием для получения бесплатного лечения в дальнейшем. Разумеется, дети до 18 лет должны получать весь объем необходимой помощи без всяких условий.
Также новая система лекарственного обеспечения должна предлагать возможность соплатежа, когда государство гарантирует получение помощи в рамках необходимого МНН. Это может быть не только оригинальный лекарственный препарат, но и воспроизведенный. При этом у пациента должна быть возможность самостоятельно доплатить разницу (в случае ее возникновения) и получить препарат с другим торговым наименованием в рамках необходимого МНН. Думаю, это решение будет отвечать потребностям всех участников отрасли и позитивно отразится на рынке, позволив сохранить конкуренцию. Интересный момент: возможность получения лекарственных препаратов со скидкой в 50% для определенной группы пациентов формально есть в постановлении Правительства РФ от 30.07.94 №890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", но фактически нигде не используется.
Отдельно хотелось бы отметить, что система обязательного лекарственного обеспечения должна быть гармонизирована с клиническими рекомендациями и предоставлять пациентам возможность получения всех указанных в них лекарственных препаратов. Список препаратов не должен быть закрытым, а должен обновляться и полностью отвечать потребностям как врачей, так и пациентов.